Введение. В настоящее время школы подвержены влиянию различных рисков, в том числе рисков низкой адаптивности, повышающих вероятность неуспешности обучающихся. В связи с этим возникает проблема преодоления рисков, необходимость научно-методического сопровождения развития профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности.
Цель статьи: разработать и теоретически обосновать модель реализации научно-методического сопровождения развития профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности учебного процесса.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 11 школ Оренбургской области (Российская Федерация). Использован контент-анализ концепций развития, среднесрочных программ развития и отчетов о самообследовании, направленных на выявление значимости рисков низкой адаптивности учебного процесса для школ с низкими образовательными результатами. Применен метод моделирования, позволивший разработать процессную модель научно-методического сопровождения профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности.
Результаты исследования. Выявлено, что для 45,5% школ с низкими образовательными результатами риски низкой адаптивности представлены с высокой степенью значимости, для 36,4% школ – со средней степенью значимости, для 18,1% школ риски представлены с низкой степенью значимости. Определены типичные профессиональные дефициты педагогических работников при минимизации рисков низкой адаптивности: проведение комплексной оценки рисков низкой адаптивности (100%); выявление достаточного содержания для преодоления рисков низкой адаптивности (100%); определение целей и задач планов мероприятий по снижению рисков низкой адаптивности (75%); конкретизация мероприятий по снижению рисков низкой адаптивности (75%). Разработана процессная модель научно-методического сопровождения развития профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности, включающая целевой, методологический, организационно-исполнительный, критериально-оценочный, результативный блоки.
Заключение. Выявленные типичные профессиональные дефициты педагогов требуют реализации научно-методического сопровождения развития профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности учебного процесса. Результаты исследования могут быть использованы в практике повышения квалификации педагогических работников школ с низкими образовательными результатами.
Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, профессиональная готовность педагогов, педагогические работники, школы с низкими образовательными результатами, риски низкой адаптивности учебного процесса
Ссылка для цитирования: Тавстуха О. Г., Саитбаева Э. Р., Шавшаева Л. Ю. Научно-методическое сопровождение развития профессиональной готовности педагогов к минимизации рисков низкой адаптивности учебного процесса // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 659-681. doi: 10.32744/pse.2022.6.40

Информация об авторах:
Тавстуха Ольга Григорьевна (Россия, Оренбург) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: olgritav@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1672-3871. Scopus Author ID: 55801620800 Саитбаева Эльвира Равильевна (Россия, Оренбург) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образованием. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: esaitbaeva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1043-2918. Scopus Author ID: 55935211700 Шавшаева Людмила Юрьевна (Россия, Оренбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: koltureva@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2917-7427