Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Влияние внешних факторов на информационные потребности педагогов общего образования

Влияние внешних факторов на информационные потребности педагогов общего образования

Введение. Проблема информационных дефицитов в ситуации тотальной цифровизации и интенсификации коммуникационных процессов приобрела новое звучание. Сфера образования становится не только местом зарождения новых моделей работы с информацией и предиктором успешности в информационном мире, но и полем для актуализации информационного неравенства. Информационный разрыв между отдельными социо-демографическими группами педагогов может не только закрепить информационное неравенство внутри одной профессиональной группой, но и повлиять на деятельность всей системы образования и ее результаты, усугубляя другие формы неравенства в обществе.

Цель исследования: изучение влияния внешних по отношению к системе образования факторов на информационные потребности и дефициты педагогов общего образования.

Материалы и методы. Эмпирическую основу исследования составили результаты дистанционного опроса 29393 педагогов общего образования из 80 субъектов РФ в апреле 2022 года. В анкете использовались как закрытые, так и открытые вопросы, что дало возможность использовать для анализа не только инструменты математической статистики, в том числе дескриптивный анализ, но и методы семантического анализа, включая типизацию.

Результаты. В ходе исследования было выявлено влияние внешних по отношению к системе образования факторов на уровень и структуру информационных дефицитов педагогов общего образования. По мнению респондентов, внешние факторы влияют как на деятельность системы образования в целом (88,1%), так и на профессиональную деятельность каждого педагога (77,0%), определяя востребованность той или иной информации.

Исследование зафиксировало наличие у педагогов как осознанного, предъявляемого, так и скрытого, неосознанного информационного запроса. Так об отсутствии в апреле 2022 года у себя информационных дефицитов, связанных с использованием ИКТ, заявило 49,9% педагогов общего образования, при этом в ходе оценки востребованности информации по конкретным направлениям, связанным с ИКТ, лишь 22,7% участников опроса ответило, что вопросов, связанных с использованием ИК-инфраструктуры и программного обеспечения, в 2022 году не возникало.

Зафиксированные информационные дефициты педагогов общего образования, возникшие под влиянием внешних факторов, касались различных аспектов профессиональной деятельности, таких как изменения в содержании образовательного и учебно-воспитательного процесса, ИКТ сопровождение образовательной деятельности и возможности психологической помощи и эмоциональной поддержки работникам сферы образования и/или учащимся.

Заключение. Ключевыми факторами, обостряющими информационный разрыв у педагогов общего образования России и ведущими к информационному неравенству, согласно результатам исследования, являются территориальный и поселенческий фактор, профессиональная специализация и возраст.

Ключевые слова: информационное неравенство, информационные дефициты, факторы неравенства, информационное обеспечение сферы образования, педагоги России, кадры общего образования

Ссылка для цитирования: Селиверстова И. В., Лях Ю. А., Зайцева О. В. Влияние внешних факторов на информационные потребности педагогов общего образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 698-716. doi: 10.32744/pse.2022.6.42

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Селиверстова Ирина Валериевна (Россия, Москва) - Заместитель директора Научно-исследовательского центра мониторинга и статистики образования Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: ivs2606@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-5857-4416. 
Scopus Author ID: 8307835400

Лях Юлия Анатольевна (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами имени Т.И. Шамовой. Институт социально – гуманитарного образования Московский педагогический государственный университет. E-mail: pani.lyah@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-1810-0689

Зайцева Ольга Викторовна (Россия, Москва) - Кандидат технических наук, заместитель директора. ООО «Бюро Исследований Социальной Сферы». E-mail: ozay2507@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9935-636X

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: