Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Ресурсный подход к диагностике педагогических работников общеобразовательных организаций России

Ресурсный подход к диагностике педагогических работников общеобразовательных организаций России

Введение. Применение в России новой модели профессионального развития работников сферы образования предполагает внедрение технологии формирования индивидуального маршрута развития, разработанного на основе ранее выявленных профессиональных дефицитов. Однако существующие подходы к выявлению дефицитов пока еще не служат должным источником таких маршрутов, поскольку констатируют факты предметных или методических затруднений педагогов в отрыве от контекста его профессиональной деятельности.

В качестве возможного решения данной проблемы предложено подходить к диагностике педагогических работников в логике ресурсного подхода, когда тот или иной дефицит учителя интерпретируется в двух аспектах: как следствие дефицитарности других ресурсов образовательной организации, например, управленческих или методических, и как причина пробелов в образовательных достижениях обучающихся.

Материалы и методы. Исследование проведено на материалах отчета о проведении диагностики предметных и методических затруднений учителей истории Томской области (Российская Федерация) в 2021 году, в которой приняли участие 502 педагога. Дополнительно были использованы результаты Единого Государственного экзамена (ЕГЭ) Томской области в 2021 году, представленные в виде баллов, за выполнение каждого отдельного задания. Ключевой метод – анализ документа. Предметом исследования выступили: внесенные в отчет выводы о степени отражения в диагностических материалах цели и задач диагностики; структура и назначение диагностических данных; типология заданий, использованных для выявления профессиональных дефицитов педагогов; комментарий к приемам обработки первичной информации.

Результаты. Выявлены следующие издержки работы с данными по результатам диагностики педагогических работников общеобразовательных организаций: преобладание констатации фактов над их осмыслением; отсутствие оценки контекстной информации при анализе полученных данных; ограничения в применении данных; связь дефицитов педагога с пробелами самих обучающихся не была предметом изучения.

Установлено, что работа с данными о педагогах выстроена в залоге условий, а не в залоге ресурсов. Получаемые в настоящий момент данные свидетельствуют лишь о наличном уровне педагогических условий, но не объясняют потенциал профессионального мастерства педагогов, их ресурсность.

Заключение. Применение ресурсного подхода в работе с данными о педагогах требует обновления структуры информации, используемой для аналитики, обязательного включения контекстной информации в механизмы анализа результатов процедур оценки компетенций учителей, большего внимания к анализу связей между дефицитами педагога и дефицитами обучающихся. Предложенный нами ресурсный подход рассматриваем как один из возможных, но не исчерпывающих весь арсенал аналитических практик, которые позволяют использовать данные о педагогах для управления качеством общего образования.

Ключевые слова: образовательные данные, ресурсный подход, диагностика педагогов, информационное моделирование, контекстный анализ

Ссылка для цитирования: Илюхин Б. В., Савиных Г. П., Сербина Н. П. Ресурсный подход к диагностике педагогических работников общеобразовательных организаций России // Перспективы науки и образования. 2022. № 6 (60). С. 682-697. doi: 10.32744/pse.2022.6.41

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Илюхин Борис Валентинович (Россия, Москва) - Директор научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: ilyukhin-bv@ranepa.ru. ORCID ID: 0000-002-9439-9942

Савиных Галина Петровна (Россия, Москва) - Старший научный сотрудник  научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: 7069494@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-0302-6030

Сербина Наталья Петровна (Россия, Москва) - Старший научный сотрудник  научно-исследовательского Центра систем оценки и управления качеством образования. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы. E-mail: nataschaserbina@gmail.com. ORCID ID: 0000-0001-7100-7267

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: