Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Изучение адаптивности учебного процесса в школах с низкими образовательными результатами

Изучение адаптивности учебного процесса в школах с низкими образовательными результатами

Введение. Отличительной особенностью современного образования является необходимость создания эффективных условий обучения для каждого учащегося в рамках учебного процесса в школе. Способность образовательной организации организовать учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей обучающихся называется адаптивностью. Низкая адаптивность учебного процесса является одним из факторов снижения образовательных результатов в школе.

Цель исследования – выяснить, какие показатели определяют риск низкой адаптивности учебного процесса в школах с низкими образовательными результатами и определить педагогические условия его минимизации.

Материалы и методы. В рамках исследования применялись теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы, контент-анализ нормативных документов (отчетов о самообследовании, концепций и программ развития школ) 11-ти школ Оренбургской области (Российская Федерация) с низкими образовательными результатами проводилось анкетирование руководителей и педагогов экспериментальных школ в форме онлайн-опроса.

Результаты. В исследовании были установлены показатели риска низкой адаптивности учебного процесса в школах с низкими образовательными результатами. Анализ школьных нормативных и программных документов, проведенный на основе установленных показателей, показал, что системная работа по снижению риска низкой адаптивности учебного процесса в 82% школ находится на низком уровне, в 18% − на среднем.

По результатам анкетирования установлено, что факторами, препятствующими организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся являются следующие: низкая вовлеченность в учебный процесс родителей − 54%, недостаточное использование возможностей современных образовательных технологий для организации учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся − 25%, несформированность системы индивидуальной работы с обучающимися с трудностями в обучении − 16%, фрагментарная реализация формирующего оценивания в учебном процессе − 7%.

Заключение. Исследование адаптивности учебного процесса в школах Оренбургской области с низкими образовательными результатами показывает необходимость изменений в организации, содержании и технологиях обучения. Полученные результаты исследования могут быть использованы для оказания адресной поддержки школам с низкими образовательными результатами.

Ключевые слова: адаптивность учебного процесса, школа с низкими результатами обучения, образовательные технологии, формирующее оценивание, показатели риска низкой адаптивности учебного процесса, педагогические условия

Ссылка для цитирования: Матвиевская Е. Г., Тавстуха О. Г., Полькина С. Н. Изучение адаптивности учебного процесса в школах с низкими образовательными результатами // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 673-691. doi: 10.32744/pse.2022.5.40

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Матвиевская Елена Геннадьевна (Россия, Оренбург) - Профессор, доктор педагогических наук, первый проректор. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: ospu@ospu.ru. ORCID ID: 0000-0003-4182-1297. Scopus Author ID: 57202088383. ResearcherID: AAB-8474-2020

Тавстуха Ольга Григорьевна (Россия, Оренбург) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: olgritav@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1672-3871. Scopus Author ID: 55801620800. ResearcherID: AAB-7680-2020

Полькина Светлана Николаевна (Россия, Оренбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного, коррекционного, дополнительного образования и проблем воспитания. ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет». E-mail: swetlana_polkina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7070-9427

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: