Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России

Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России

Введение. Перемещение студентов в рамках академической мобильности сопровождается адаптацией к новым социокультурным реалиям, которая в зависимости от ряда факторов имеет более или менее сложный характер течения. В связи с необходимостью поддержки социокультурной адаптации актуальным является выявление социокультурных отличий между культурой родной страны иностранца и культурой страны обучения, которые могут стать адаптационными стрессорами, и учет данных отличий сотрудниками вуза в практике обучения и коммуникации со студентами-иностранцами с целью формирования навыков межкультурной компетентности, сокращения времени адаптации и создания атмосферы психологического комфорта, что снижает риск сильного культурного шока, дезадаптации и способствует формированию здоровой и комфортной атмосферы в рамках межличностного взаимодействия между иностранными и местными студентами. Цель исследования – выявление характерных социокультурных отличий России от зарубежных стран, которые могут стать стрессорами, затрудняющими процесс адаптации студентов-иностранцев, и оказывать негативное влияние на академическую успеваемость.

Материалы и методы. В анкетировании приняло участие 103 респондента. В разработанной анкете содержатся вопросы, которые касаются нескольких сфер повседневной жизни в России: проживание, климат, питание, общественный транспорт, сервис (пользование услугами поликлиник, банков и почты), специфика взаимодействия с местным населением, а также оправданность ожиданий и финансовая доступность проживания в России. Опрос был анонимным и проводился посредством заполнения Google Forms среди иностранных студентов МГИМО и РГУ имени С.А. Есенина, имеющих опыт проживания и обучения в России.

Результаты. Исследование выявило наличие адаптационных трудностей и культурных новшеств для студентов в каждой из указанных сфер, при этом оказалось, что наименьшее количество социокультурных новшеств связано с пользованием услугами почты и банка (5%, 10%,), а наибольшее – со сферой питания (75%), климатом (46%) и проживанием в общежитии (38%). Ответы респондентов также продемонстрировали, что социокультурным стрессором является языковой барьер, затрудняющий общение как в академической, так и в повседневно-бытовой сфере.

Заключение. Знание сотрудниками образовательных учреждений потенциальных социокультурных адаптационных стрессоров и применение этих знаний на практике, пролонгированная психолого-педагогическая поддержка иностранных студентов может помочь упростить процесс социокультурной адаптации и усилить эффективность работы с поликультурным коллективом университета.

Ключевые слова: иностранные студенты, социокультурная адаптация, социокультурные стрессоры, академическая мобильность, культура, аккультурация

Ссылка для цитирования: Соколова Е. В., Воевода Е. В., Морозов В. М. Социокультурные адаптационные стрессоры иностранных студентов в России // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 476-490. doi: 10.32744/pse.2022.5.28

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Соколова Евгения Владимировна (Россия, Москва) - Преподаватель кафедры английского языка № 2. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: zheniott.spb@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-4276-2287

Воевода Елена Владимировна (Россия, Москва) - Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, профессор кафедры английского языка № 2. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: e.voevoda@my.mgimo.ru. ResearcherID: E-S5478-2017. Scopus Author ID: 57195265760. ORCID ID: 0000-0002-5141-8074

Морозов Владимир Михайлович (Россия, Москва) - Кандидат исторических наук, доцент, проректор по кадровой политике, доцент кафедры дипломатии. Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России. E-mail: morozov@inno.mgimo.ru. ResearcherID: AAD-2023-2020. Scopus Author ID: 57204142145. ORCID ID: 0000-0003-2429-9150

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: