Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Радикализация социальной активности молодежи и поиск групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств

Радикализация социальной активности молодежи и поиск групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств

Цель работы заключалась в изучении протестных формы социальной активности молодежи и выявлении средств поиска групп поддержки с учетом использования средств коммуникации (традиционных и цифровых). Заявленная цель и рассматриваемая проблематика является актуальными, поскольку, во-первых, наблюдается дефицит подобных исследований в русле психологии социальной активности личности и группы, а во-вторых, обусловлена трансформацией общественной жизни, связанной с пандемической ситуацией, проводимой специальной военной операцией.

Используемая диагностическая батарея: авторская анкета, направленная на оценку частоты поиска поддержки собственных действий, единомышленников в реальной и виртуальной среде (М.В. Григорьева, А.А. Шаров, А.И. Заграничный); шкалы опросника «Протестная активность личности» (А.Ш. Гусейнов). В исследовании приняло участие 920 респондентов, 65% женского пола, средний возраст 19 лет. Статистические процедуры: описательные статистики, корреляция по методу Пирсона; факторный анализ (факторизация методом главных компонент с вращением Varimax).

Выявлено, что представители молодого поколения чаще ищут социальные ресурсы в реальной среде (М=3,37) и преимущественно используют мессенджеры для коммуникаций в виртуальной среде (М=3,83); имеют низкий уровень протестной активности, оппозиции (М=1,31) и нигилизма (М=1,15), что свидетельствует о низком уровне радикализации. Поиск поддержки деятельности и единомышленников в реальной среде положительно взаимосвязан с уровнем оппозиции (r=0,095, при р<0,01) и обратно с уровнем нигилизма (r=-0,146, при р<0,01). Радикально настроенная молодежь предпочитает использовать электронную почту в рамках виртуального взаимодействия. Этот способ коммуникаций прямо взаимосвязан с уровнем оппозиции (r=0,133, при р<0,01), нигилизма (r=0,72, при р<0,01), протестной активностью (r=0,118, при р<0,01). Общение посредством мессенджеров имеет обратную взаимосвязь с нигилизмом (r=-0,112, при р<0,01). Выделены факторы (25% дисперсии), раскрывающие процесс радикализации молодежи («Радикализация на основе нигилизма», «Дерадикализация на основе взросления», «Дерадикализация на основе успешной социальной идентификации»).

Представители молодежи чаще прибегают к поиску социальных ресурсов в реальной среде, что свидетельствует о значимости традиционных институтов социализации личности. Основным фактором радикализации молодого поколения является рост уровня нигилизма на фоне снижения уровня оппозиции (скептическое и негативное отношения к институтам религии и морали). К фактору дерадикализации можно отнести процесс взросления. Профилактика радикализации должна включать в себя ориентацию на процесс психологического взросления, оказание помощи в рамках социальной идентификации, разрешения экзистенциальных кризисов, приобщения к социальным институтам и процессам в реальной среде.

Ключевые слова: социальная активность, процесс радикализации, виртуальная среда, протестная активность, нигилизм, социальная идентификация

Ссылка для цитирования: Григорьева М. В., Шаров А. А., Заграничный А. И. Радикализация социальной активности молодежи и поиск групп поддержки с использованием цифровых и традиционных средств // Перспективы науки и образования. 2022. № 5 (59). С. 446-461. doi: 10.32744/pse.2022.5.26

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Григорьева Марина Владимировна (Россия, Саратов) - Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогической психологии и психодиагностики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: grigoryevamv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-2541-2186. Scopus Author ID: 57205549456. ResearcherID: GNP-1494-2022

Шаров Алексей Александрович (Россия, Саратов) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогической психологии и психодиагностики. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: sha555da@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0635-1413. Scopus Author ID: 57235242700. ResearcherID: GNO-9470-2022

Заграничный Антон Игоревич (Россия, Саратов) - Ассистент кафедры социальной психологии образования и развития. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. E-mail: zagr.93@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0003-1383-9430. Scopus Author ID: 57218376003. ResearcherID: AAG-3260-2019

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: