Введение. Сформулированные на федеральном уровне приоритеты образовательной политики государства актуализируют проблему разработки научно-методического обеспечения организационно-управленческих решений, принимаемых в рамках данной политики. Для Арктической зоны Российской Федерации, как одной из четырех групп приоритетных геостратегических территорий страны, такой задачей является повышение доступности качественного общего образования. С учетом действия федеральных государственных образовательных стандартов общего образования практическое решение данной задачи подразумевает выравнивание условий реализации образовательных программ.
Цель исследования – разработка и апробация критериев, показателей и процедур оценки условий реализации программ общего образования в территориальном образовательном сегменте.
Материалы и методы. С помощью индекса энтропии Тейла – показателя измерения неравенства – оценена неоднородность общесистемных, материально-технических, учебно-методических, кадровых, психолого-педагогических и финансовых условий реализации программ общего образования в регионах российской Арктики по 23 соответствующим данным условиям критериям в разрезе городских и сельских школ. Информационной базой проведенных расчетов стали результаты федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере общего образования.
Результаты исследования. В арктическом образовательном сегменте по большинству критериев, характеризующих исследуемые условия, наблюдается незначительная дифференциация: значение индекса Тейла не достигает 0,1 по 18 критериям в городах и по 17 критериям в сельских местностях АЗРФ. Однако по пяти общим для городских и сельских школ критериям, относящимся к общесистемным (индекс энтропии варьирует от 1,05 до 1,23), материально-техническим (от 0,15 до 0,63), учебно-методическим (от 0,11 до 0,34) и психолого-педагогическим (от 0,12 до 0,89) условиям реализации программ общего образования, отмечается максимальная дифференциация. Структуру дифференциации исследуемых условий в городских школах определяют различия прежде всего внутри федеральных округов (по 14 критериям из 23), в то время как неравномерность распределения значений анализируемых критериев в сельских школах (по 16 критериям из 23) зависит преимущественно от различий между федеральными округами.
Заключение. На основе рассчитанных значений определены приоритетные направления выравнивания условий реализации программ общего образования в арктическом образовательном сегменте. Результаты исследования могут быть использованы в деятельности как региональных органов управления образованием, так и на уровне территориального образовательного сегмента для оценивания и принятия обоснованных управленческих решений, связанных с повышением доступности качественного общего образования.
Ключевые слова: системы образования арктических регионов, территориальный образовательный сегмент, арктический образовательный сегмент, доступность качественного общего образования, оценка условий реализации образовательных программ
Ссылка для цитирования: Пунанцев А. А., Левитес Д. Г. К проблеме доступности качественного общего образования в российской Арктике: оценка условий реализации образовательных программ // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 706-725. doi: 10.32744/pse.2022.4.41

Информация об авторах:
Пунанцев Артем Алексеевич (Россия, г. Мурманск) - Стажер-исследователь кафедры педагогики. Мурманский арктический государственный университет. E-mail: punancevartem51@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-5498-563X. Scopus Author ID: 57219207451. ResearcherID: AAK-2596-2021 Левитес Дмитрий Григорьевич (Россия, г. Мурманск) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики. Мурманский арктический государственный университет. E-mail: levites@inbox.ru. ResearcherID: W-2488-2018