Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Развитие форм взаимодействия предприятия с вузом в рамках дуальной модели образования: опыт и перспективы

Развитие форм взаимодействия предприятия с вузом в рамках дуальной модели образования: опыт и перспективы

Введение. Одной из важнейших задач современной системы образования является поиск организационных форм, способных удовлетворить потребности рынка труда, решить проблему обеспечения предприятий, особенно высокотехнологичных, кадрами, обладающими глубокими фундаментальными знаниями и актуальными практическими навыками. Ответом на этот запрос является развитие дуальной системы образования, учитывающей современные реалии социально-экономического развития. Цель работы состоит в исследовании развития форм организации взаимодействия предприятий с образовательными организациями в рамках дуального образования.

Материалы и методы. С целью исследования значимости и перспектив развития дуальной системы образования были использованы ретроспективный и сравнительный анализ, экосистемный подход. В исследовании приняли участие 98 выпускников одной из базовых кафедр Донского государственного технического университета (Российская Федерация), проходивших обучение с 2003 по 2020 годы и работающих в настоящее время на предприятии-партнере. С целью сравнительного анализа и подтверждения гипотезы о влиянии обучения на базовой кафедре на ускорение профессиональной адаптации были также опрошены две группы работников (по 35 человек в каждой), имеющих трудовой стаж от трех до десяти лет: обучавшихся на данной кафедре и не обучавшихся на ней. Применены метод групповых экспертных оценок, анкетирование, U-критерий Манна-Уитни.

Результаты. Проведенный опрос работников промышленного предприятия, обучавшихся на базовой кафедре, и не обучавшихся на ней, показал что средний период профессиональной адаптации первых составил около 4,9 месяцев, что более чем в два раза меньше аналогичного периода в группе не обучавшихся на ней. Аналогично различается у двух групп респондентов период восприятия корпоративной культуры предприятия. Обе группы респондентов оценили важность наставничества для молодых работников на 5 баллов по 5-ти балльной шкале. U-критерий Манна-Уитни для оценки периода профессиональной адаптации – 108,5, для оценки восприятия корпоративной культуры – 86,5 (при U0,01=413; U0,05=471).

Заключение. Перспективы развития дуального образования видятся в распространении принципа обучения на протяжении на всей жизни. Данный принцип предполагает формирование новой модели дуального образования в составе профессионально-образовательной экосистемы, позволяющей учитывать текущие и перспективные кадровые запросы предприятий.

Ключевые слова: дуальное образование, дуальное обучение, базовая кафедра, предприятие, образовательные организации, профессионально-образовательная экосистема

Ссылка для цитирования: Флек М. Б., Угнич Е. А. Развитие форм взаимодействия предприятия с вузом в рамках дуальной модели образования: опыт и перспективы // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 671-691. doi: 10.32744/pse.2022.4.39

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Флек Михаил Бенсионович (Россия, Ростов-на-Дону) - Профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой «Авиастроение». Донской государственный технический университет. E-mail: mikh.fleck2018@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-0775-3473. Scopus Author ID: 55876980100

Угнич Екатерина Александровна (Россия, Ростов-на-Дону) - Доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Мировая экономика и международные экономические отношения». Донской государственный технический университет. E-mail: ugnich77@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9028-5518. Scopus Author ID: 55963022300. ResearcherID: AGB-6651-2022

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: