Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Оптимизация использования ресурсов онлайн-обучения для развития коммуникативной компетенции студентов

Оптимизация использования ресурсов онлайн-обучения для развития коммуникативной компетенции студентов

Введение. Вынужденный переход вузов на дистанционное обучение потребовал изменения подходов, технологий и методов обучения. Изучение иностранного языка невозможно без практики устного общения: в большей части именно в процессе него происходит развитие коммуникативной компетенции. Следовало не просто приблизить обучение в новом формате к обучению в традиционном формате, но и в определённой мере расширить образовательный потенциал для формирования коммуникативной компетенции посредством максимально возможного привлечения ресурсов онлайн-обучения и продуманной методической организации. Цель статьи: описать педагогическую технологию оптимального использования ресурсов онлайн-обучения для развития коммуникативной компетенции студентов, оценить её эффективность.

Материалы и методы. Методологическую основу исследования составил компетентностный подход при обучении иностранному языку. Экспериментальное исследование проводилось в рамках изучения дисциплины «Практический курс английского языка» студентами 3 курса Тульского государственного университета (Российская Федерация), обучающимися по направлению подготовки Лингвистика. В нём приняли участие 103 человека.

Результаты исследования. По окончании проведённой работы в экспериментальной группе зафиксировано увеличение показателей сформированности компонентов коммуникативной компетенции – по языковому tэмп = 8.3 (p < 0,001), по речевому tэмп = 6.7 (p < 0,001), по социокультурному tэмп = 5.4 (p < 0,001).

Обсуждение и заключение. Эффективность технологии обучения была доказана посредством сравнительной диагностики сформированности компонентов коммуникативной компетенции у студентов до начала экспериментальной работы и по окончании её. В дистанционном формате есть возможности эффективной реализации дидактических принципов индивидуализации, дифференциации обучения. Существуют резервы для повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка, активизации их познавательного интереса, развития навыков самоконтроля, самокоррекции.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, дистанционное обучение, иностранный язык, педагогические технологии, динамика сформированности компонентов

Ссылка для цитирования: Иванова В. И., Девришева А. Е. Оптимизация использования ресурсов онлайн-обучения для развития коммуникативной компетенции студентов // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 634-649. doi: 10.32744/pse.2022.4.37

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Иванова Виктория Ивановна (Россия, Тула) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой лингвистики и перевода. Тульский государственный университет. E-mail: vik2662009@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-1339-4304. Scopus Author ID: 57102761500. ResearcherID: AAH-1518-2021

Девришева Алина Евгеньевна (Россия, Тула) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Лингвистики и перевода. Тульский государственный университет. E-mail: alina_evseeva@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0002-1879-3219

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: