Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Информационные технологии в развитии киберспорта как образовательного потенциала молодежи

Информационные технологии в развитии киберспорта как образовательного потенциала молодежи

Введение. Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (2021 г.) корректирует обозначенный вектор в контексте осмысления актуальных вопросов достижения «цифровой зрелости», как показателя национальной цели «цифровой трансформации» всей социальной сферы. Значит, информационные технологии, цифровые образовательные ресурсы – обязательные составляющие процессов цифровой трансформации науки, теории, практики образования. Киберспорт – один из инновационных видов деятельности человека; вид спорта, который ориентирован на развитие интеллекта, лидерских качеств молодых людей; особый образовательный потенциал молодежи, выступающий ведущим фактором ее социального воспитания. Цель исследования связана с характеристикой информационных технологий, успешно используемых в развитии киберспорта как образовательного потенциала студенческой молодежи.

Методология и методы. Для анализа возможностей использования информационных технологий (далее – ИТ) в развитии киберспорта применялся метод обобщения и анализа источников, рассматривающих вопросы внедрения ИТ в образовательный процесс и различные сферы жизнедеятельности, а также метод анкетирования. Анкетирование среди обучающихся ЕГУ им. И.А. Бунина охватывало 60 респондентов. Исследовательский инструмент состоял из шести вопросов, как с выбором готовых ответов, так и предполагающих самостоятельное рассуждение.

Результаты. Исследование показало, что информированность респондентов – соответствует высокому уровню сформированности их представлений о киберспорте (50% участвующих в анкетировании выбрали наиболее полное определение данного понятия). Информированность о достоинствах киберспорта и целенаправленность участия респондентов в играх – соответствует среднему уровню (25% участвующих отмечают достоинство киберспорта, связанное с отсутствием возрастных ограничений; 25% опрошенных целенаправленно участвуют в играх). Информированность о недостатках киберспорта – так же на среднем уровне (20-33% респондентов). Реализация потенциала качеств личности – как цель занятия киберспортом соответствует среднему уровню (самый высокий результат: 37%, участников анкетирования определили из предложенных обозначенную цель). Грамотно определяет образовательную сущность киберспорта 52% опрошенных, что так же соответствует высокому уровню информированности о нем. В числе двух, наиболее важных качеств, необходимых киберспортсмену – 100% респондентов выбирают целеустремленность, 50% – саморегуляцию, что так же свидетельствует высокому уровню информированности о данном виде спорта и целенаправленном участии в нем. Преобладающие высокий и средний уровень информированности свидетельствуют о широких возможностях использования киберспорта в качестве готовой образовательной платформы для развития soft skills, логики, адаптивности, реакции базовых IT-навыков, иностранных языков и др.

Научная новизна. Результаты проведенного исследования (его первой части) позволили: а) охарактеризовать информационные технологии с точки зрения их значимости в результативном развитии киберспорта как образовательного потенциала молодежи; б) отметить, что занятие киберспортом: способствует интеллектуализации образовательного процесса; совершенствует умение командного взаимодействия; умения в построении различных коммуникаций; формирует привычки здорового образа жизни, соблюдения режима дня, правильного питания и т.п.

Практическая значимость. Проведенное исследование позволяет определить вектор развития киберспорта в контексте образовательного потенциала молодежи и совершенствования научно-методического обеспечения исследуемого процесса в практике психолого-педагогического сопровождения и цифровой трансформации образования и социального воспитания.

Ключевые слова: информационные технологии, цифровизация образования, киберспорт, спортивная деятельность, образовательный потенциал молодежи

Ссылка для цитирования: Алмазова И. Г., Числова С. Н., Кондакова И. В., Зайцева Н. В., Гладышева М. С. Информационные технологии в развитии киберспорта как образовательного потенциала молодежи // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 578-597. doi: 10.32744/pse.2022.4.34

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Алмазова Ирина Геннадьевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: almazofa@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3824-5770. Scopus Author ID: 57200557687

Числова Светлана Николаевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: chislova67@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7746-4995. Scopus Author ID: 57203208533

Кондакова Ирина Владимировна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: KondaKobra@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6851-062X

Зайцева Надежда Владимировна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат филологических наук. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: zaitseva.nadya2015@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-9755-9542

Гладышева Марина Сергеевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат педагогических наук, директор института психологии и педагогики. Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина. E-mail: pavmarina.83@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-9050-9481

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: