Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Особенности статусно-ролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков

Особенности статусно-ролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков

Введение. Проблема буллинга, согласно данным ЮНЕСКО, имеет международный статус: каждый третий обучающийся во всем мире испытывал различные формы травли со стороны своих одноклассников; «жертвы» травли, в сравнении со сверстниками, в три раза чаще чувствовали себя “аутсайдерами”, в два раза чаще пропускали школьные занятия и имели суицидальные мысли. Буллинг как социально-психологическое явление получило широкое распространение в последние десять лет и в образовательных организациях Российской Федерации. Чаще жертвой буллинга становятся дети с особенностями физического и психического развития. Библиометрический обзор публикаций по проблеме риска школьного буллинга среди детей с ограниченными возможностями здоровья засвидетельствовал их появление в 2011 году при отсутствии на данный момент исследований, характеризующих статусно-ролевую структуру данного явления. В этой связи целью исследования выступило изучение особенностей статусно-ролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков.

Материалы и методы. В исследовании добровольно приняли участие подростки (N=163 обучающихся условно здоровых и N=86 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) в возрасте от 14 до 16 лет из образовательных учреждений г. Курска и Воронежской области (Российская Федерация). Применены стандартизированные методики диагностики риска буллинга, социально-ситуационной тревоги, самооценки и личностных качеств, а также математико-статистические методы обработки данных: описательная статистика и факторный анализ.

Результаты и обсуждение. Риск школьного буллинга в организациях существует. В коллективах наблюдается низкая устойчивость границ, соблюдение правил поведения подростками и взаимоуважения как групповой нормы, низкая способность к принятию различий, ролевая неопределенность и статусные конфликты. Большинство обучающихся объединены в такие социометрические группы, как «высокостатусные» (условно здоровые подростки: 27%, N=44; подростки с ограниченными возможностями здоровья: 21%, N=18), «средние» (условно здоровые подростки: 26%, N=43; подростки с ограниченными возможностями здоровья: 35%, N=30) и «пренебрегаемые». Средний уровень дезадаптации и психической устойчивости, чувствительность, низкая самооценка, повышенный уровень тревожности подростков обеспечивают им статус жертвы. По результатам эмпирического исследования разработана схема распределения и трансформации статусно-ролевых позиций подростков в ситуации риска школьного буллинга, детерминируемых их индивидуально-личностными особенностями и выступающих мишенями коррекционно-профилактической работы.

Ключевые слова: статусно-ролевая структура, риск, школьный буллинг, библиометрия, VOSviewer, подростки условно здоровые и имеющие ограниченные возможности здоровья

Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Кузнецова А. А., Фомина А. В., Прокофьева А. А. Особенности статусно-ролевой структуры риска школьного буллинга среди подростков // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 440-456. doi: 10.32744/pse.2022.4.26

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6309-1825. Scopus Author ID: 57205469895

Кузнецова Алеся Анатольевна (Россия, Курск) - Проректор по воспитательной работе, заведующий кафедрой психологии здоровья и нейропсихологии, кандидат психологических наук, доцент. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9166-0770. Scopus Author ID: 57072914200

Фомина Анастасия Викторовна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, ассистент ФАЦ. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: anastasia27122111@yandex.ru

Прокофьева Анастасия Александровна (Россия, Курск) - Студентка, 6 курс, лечебный факультет. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: nastya1659@yandex.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: