Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Цифровой след как механизм индивидуализации образовательной траектории студента (на примере курса «Цифровые технологии самообразования»)

Цифровой след как механизм индивидуализации образовательной траектории студента (на примере курса «Цифровые технологии самообразования»)

Введение. Цифровая трансформация сферы образования влечет за собой накопление значимого объема цифровой информации о ходе образовательного процесса. Анализ цифрового следа обучающегося может стать одним из средств индивидуализации его образовательной траектории. Для персонализации хода освоения образовательной программы оптимально использовать имеющиеся в арсенале образовательной организации ресурсы. Цель работы – описание модели электронного учебного курса на базе LMS Moodle, который позволяет выстроить траекторию изучения учебной дисциплины на основе цифрового следа студента, а также описание результатов апробации указанного курса.

Материалы и методы. Моделирование электронного курса производилось на основе анализа основных принципов индивидуализации образовательной траектории, описанных в научно-методических работах. Апробирование курса «Цифровые технологии самообразования» проводилось на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Для обработки полученных результатов применялись непараметрические методы математической статистики: для сравнения контрольной и экспериментальных групп использовался U-критерий Манна-Уитни.

Результаты. Выявлена эффективность включения в учебный процесс механизмов индивидуализации образовательной траектории: завершили обучение в срок с положительным результатом 86 % обучающихся. Количество студентов, продолживших выполнение заданий курса после получения минимальных баллов, составило 27%. Подтверждено качество знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения электронного учебного курса с поддержкой автоматизированного механизма формирования и оценки компетенций обучаемых. Установлено положительное влияние курса «Цифровые технологии самообразования», составленного на основе алгоритмизации процесса достижения цели, на эффективность освоения родственных дисциплин (p < 0,01).

Практическая значимость. Предложенная модель построения учебного курса на базе LMS Moodle с использованием стандартного инструментария системы является универсальной и позволяет индивидуализировать траекторию освоения студентом учебной дисциплины за счет варьирования учебных заданий в зависимости от уровня сформированности отдельных навыков.
Заключение. Алгоритмизация и автоматизация процесса сбора и обработки образовательных результатов обучающихся освобождает педагога от рутинных задач, решает проблему усиления тематических и междисциплинарных связей в процессе обучения, а также дает возможность сделать процесс обучения более гибким и персонализированным без потери качества формирования компетенций. Понимание обучающимся своего образовательного маршрута усиливает мотивацию к обучению, позволяет осознать индивидуальные потребности в формировании профессиональных навыков.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронная образовательная среда, цифровой след, индивидуальная траектория обучения, индивидуализация маршрута обучения, цифровые компетенции

Ссылка для цитирования: Горбатов С. В., Краснова Е. А. Цифровой след как механизм индивидуализации образовательной траектории студента (на примере курса «Цифровые технологии самообразования») // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 193-208. doi: 10.32744/pse.2022.4.12

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Горбатов Сергей Васильевич (Россия, Самара) - Кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе и цифровой трансформации, заведующий кафедрой «Цифровые технологии в образовании». Самарский государственный университет путей сообщения. E-mail: s.gorbatov@samgups.ru. ORCID ID: 0000-0002-9498-3866

Краснова Елена Александровна (Россия, Самара) - Кандидат филологических наук, директор института заочного и электронного обучения. Самарский государственный университет путей сообщения. E-mail: krasnova@samgups.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: