Введение. Цифровая трансформация сферы образования влечет за собой накопление значимого объема цифровой информации о ходе образовательного процесса. Анализ цифрового следа обучающегося может стать одним из средств индивидуализации его образовательной траектории. Для персонализации хода освоения образовательной программы оптимально использовать имеющиеся в арсенале образовательной организации ресурсы. Цель работы – описание модели электронного учебного курса на базе LMS Moodle, который позволяет выстроить траекторию изучения учебной дисциплины на основе цифрового следа студента, а также описание результатов апробации указанного курса.
Материалы и методы. Моделирование электронного курса производилось на основе анализа основных принципов индивидуализации образовательной траектории, описанных в научно-методических работах. Апробирование курса «Цифровые технологии самообразования» проводилось на базе Самарского государственного университета путей сообщения. Для обработки полученных результатов применялись непараметрические методы математической статистики: для сравнения контрольной и экспериментальных групп использовался U-критерий Манна-Уитни.
Результаты. Выявлена эффективность включения в учебный процесс механизмов индивидуализации образовательной траектории: завершили обучение в срок с положительным результатом 86 % обучающихся. Количество студентов, продолживших выполнение заданий курса после получения минимальных баллов, составило 27%. Подтверждено качество знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения электронного учебного курса с поддержкой автоматизированного механизма формирования и оценки компетенций обучаемых. Установлено положительное влияние курса «Цифровые технологии самообразования», составленного на основе алгоритмизации процесса достижения цели, на эффективность освоения родственных дисциплин (p < 0,01).
Практическая значимость. Предложенная модель построения учебного курса на базе LMS Moodle с использованием стандартного инструментария системы является универсальной и позволяет индивидуализировать траекторию освоения студентом учебной дисциплины за счет варьирования учебных заданий в зависимости от уровня сформированности отдельных навыков.
Заключение. Алгоритмизация и автоматизация процесса сбора и обработки образовательных результатов обучающихся освобождает педагога от рутинных задач, решает проблему усиления тематических и междисциплинарных связей в процессе обучения, а также дает возможность сделать процесс обучения более гибким и персонализированным без потери качества формирования компетенций. Понимание обучающимся своего образовательного маршрута усиливает мотивацию к обучению, позволяет осознать индивидуальные потребности в формировании профессиональных навыков.
Ключевые слова: цифровая образовательная среда, электронная образовательная среда, цифровой след, индивидуальная траектория обучения, индивидуализация маршрута обучения, цифровые компетенции
Ссылка для цитирования: Горбатов С. В., Краснова Е. А. Цифровой след как механизм индивидуализации образовательной траектории студента (на примере курса «Цифровые технологии самообразования») // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 193-208. doi: 10.32744/pse.2022.4.12

Информация об авторах:
Горбатов Сергей Васильевич (Россия, Самара) - Кандидат педагогических наук, проректор по учебной работе и цифровой трансформации, заведующий кафедрой «Цифровые технологии в образовании». Самарский государственный университет путей сообщения. E-mail: s.gorbatov@samgups.ru. ORCID ID: 0000-0002-9498-3866 Краснова Елена Александровна (Россия, Самара) - Кандидат филологических наук, директор института заочного и электронного обучения. Самарский государственный университет путей сообщения. E-mail: krasnova@samgups.ru