Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Выявление и преодоление предметных дефицитов студентов – будущих учителей математики

Выявление и преодоление предметных дефицитов студентов – будущих учителей математики

Введение. Современный учитель должен быть готов к решению ряда актуальных профессиональных задач, продиктованных требованиями образовательных стандартов и международных инициатив. Работающие учителя испытывают определенные затруднения в профессиональной деятельности, вызванные рядом объективных и субъективных факторов, в том числе качеством подготовки в вузе. Цель исследования – выявление и преодоление дефицитов предметно-методической подготовки студентов – будущих учителей математики в аспекте современных требований.

Методология и методы. В исследовании приняли участие 48 студентов 4 и 5 курсов Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. В качестве методов исследования были использованы: анализ научной литературы, систематизация и обобщение результатов научного поиска, педагогический эксперимент, количественный анализ результатов эксперимента с помощью χ2-критерия Пирсона.

Результаты. Проведена диагностика 7 предметных компетенций студентов – будущих учителей математики по трем составляющим компонентам: когнитивному, аксиологическому, праксиологическому. Выявлены затруднения, связанные со способностью к решению математических задач функционального, геометрического, вероятностного содержания, а также с личностным, социальным и практическим контекстом. Преодоление данных дефицитов осуществлялось за счет включения профессионально ориентированных задач в содержание дисциплин по выбору образовательной программы, а также использования онлайн-курса по дисциплине «Элементарная математика», позволяющего проектировать индивидуальные образовательные траектории студентов по преодолению их затруднений. Результаты повторной диагностики после обучения показали повышение уровня сформированности предметных компетенций (χ2 = 6,63; p < 0,05).

Заключение. Проведенное исследование позволяет говорить о перспективности выявления и преодоления профессиональных дефицитов учителя на этапе обучения в вузе. Описанный опыт может быть использован в практике подготовки студента в вузе для предупреждения предметных дефицитов в будущей профессиональной деятельности учителя математики. В дальнейшем исследование будет продолжено в области методических и других дефицитов учителя математики.

Ключевые слова: профессиональные дефициты учителя, профессиональные компетенции, будущие учителя математики, педагогический вуз, функциональная грамотность обучающихся, контекстные задачи, дисциплина по выбору

Ссылка для цитирования: Шкерина Л. В., Шашкина М. Б., Табинова О. А. Выявление и преодоление предметных дефицитов студентов – будущих учителей математики // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 173-192. doi: 10.32744/pse.2022.4.11

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Шкерина Людмила Васильевна (Россия, г. Красноярск) - Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики и методики обучения математике
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. E-mail: shkerina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4231-6973. Scopus Author ID: 57193439041

Шашкина Мария Борисовна (Россия, г. Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. E-mail: m_shashkina@bk.ru. ORCID ID: 0000-0003-3063-0786. Scopus Author ID: 57219266587

Табинова Ольга Александровна (Россия, Красноярский край, г. Дивногорск) - Кандидат педагогических наук, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель математики и информатики. Дивногорский колледж-интернат олимпийского резерва. E-mail: tabinovaolga@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: