Перспективы науки и образования

Главная » Проблемы профессиональной подготовки » Влияние образовательной среды педагогического университета на профессиогенез педагога

Влияние образовательной среды педагогического университета на профессиогенез педагога

Введение. В связи с необходимостью реализации Глобальной программы действий в области образования в соответствии с Дорожной картой 2030, а также подготовки ЮНЕСКО новой глобальной инициативы «Будущее образование» (до 2050 г.), актуализировались проблемы профессиогенеза университетских преподавателей. Радикальная трансформация условий образовательной деятельности предъявляет принципиально новые требования к профессионально-педагогическому саморазвитию и профессиогенезу в целом.

Цель исследования – выявить особенности функционирования образовательной среды педагогического университета и ее влияние на профессиогенез педагога.

Материалы и методы. В анкетировании приняли участие профессорско-преподавательский состав (68 человек) и студенты Московского педагогического государственного университета (72 человека). Опрос проводился в удаленном режиме с помощью Google Forms. Использован дескриптивный метод (описательный подход), основа которого представлена аналитической дескриптивной методологией и применительно к исследованиям в области педагогики позволяет получить сведения отчетливо объясняющего, но не предписывающего характера.

Результаты исследования. Студенты относятся явно неодобрительно (76%) к практике упрощения процесса обучения в вузе. Такие настроения студентов по отношению к уровню сложности образовательной деятельности можно считать одним из критериев образовательной среды педагогического университета. К важным в профессиональном отношении качествам преподавателя студенты относят умение понимать и воспринимать каждого студента (92%), а также выстраивать доверительные отношения со студентами не только в аудитории, но и в социальных сетях (76%). Такие показатели можно отнести к, своего рода, гуманитарным компетенциям, поскольку они отражают гуманность образовательной среды и, по мнению студентов, являются ее важной характеристикой.

Заключение. В структуре современных субъект-субъектных коммуникаций отмечается смещение активностей в сторону обучающихся. Это выражается в необходимости учета запросов студентов на получение качественного образования, поскольку в педагогическом университете функциональные характеристики профессиогенеза включают в себя не только содержание профессиогенеза как процесса саморазвития педагога, но и потребности обучающихся (будущих педагогов).

Ключевые слова: образовательная среда, профессиогенез, субъектогенез, профессиональное развитие, самореализация педагога

Ссылка для цитирования: Козилова Л. В., Чвякин В. А. Влияние образовательной среды педагогического университета на профессиогенез педагога // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 96-114. doi: 10.32744/pse.2022.4.6

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Козилова Лидия Васильевна (Россия, Москва) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой. Институт социально-гуманитарного образования. Московский педагогический государственный университет. E-mail: lidiya-mggu@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7650-2432

Чвякин Владимир Алексеевич (Россия, Москва) - Профессор, доктор философских наук, профессор кафедры рекламы и связей с общественностью в медиаиндустрии. Московский политехнический университет. E-mail: 195805@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8166-9539

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: