Введение. Проанализирован опыт подготовки специалистов для науки и наукоемких технологий на примере отдельных ведущих университетов Великобритании, расположенных рядом с наукоемкой промышленностью: Кембриджский университет, Манчестерский университет, Имперский колледж Лондона. Рассмотрены образовательные программы и их особенности в контексте инновационной деятельности и продвижения передовых технологий.
Цель исследования – проанализировать лучшие практики подготовки студентов для науки и наукоемких технологий на примере Великобритании.
Материалы и методы. В исследовании использовался аналитический метод, позволяющий проанализировать инновационные аспекты подготовки специалистов наукоемких направлений. Системный подход позволил рассмотреть новые программы, образовательные технологии в ведущих университетах Великобритании. Для выявления общего и особенного в подготовке специалистов для науки и наукоёмких технологий применялся метод сравнительно-сопоставительного анализа. Для визуализации данных использовалась программа VOSviewer, которая позволила наглядно оценить масштабы цитирования, заинтересованность стран и стран лидеров по теме исследования.
Результаты исследования. В результате исследования при помощи аналитической программы VOSviewer построены ментальные карты по ключевым словам, авторам, библиографическому сочетанию по теме исследования. Проанализированы компоненты образовательных программ (цель подготовки, образовательные программы, образовательные технологии, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, взаимодействие с профессиональным сообществом, научно-исследовательская работа) по наукоемким направлениям подготовки в университетах Великобритании с раскрытием их сущности.
Заключение. Полученные результаты могут обогатить их многообразием взаимодействий с наукоемкими предприятиями и способами современных коммуникаций, новыми направлениями развития наукоемких образовательных программ, формированием мотивированного участия в наукоемкой проектной деятельности студентов.
Ключевые слова: наукоемкие технологии, общее и особенное в подготовке студентов, наукоемкие передовые технологии, наукоград
Ссылка для цитирования: Чванова М. С., Киселева И. А., Самохвалов А. В. Подготовка специалистов наукоемких направлений в Великобритании // Перспективы науки и образования. 2022. № 4 (58). С. 74-95. doi: 10.32744/pse.2022.4.5

Информация об авторах:
Чванова Марина Сергеевна (Россия, Москва) - Доктор педагогических наук, профессор кафедры информационные системы и технологии. Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского. ORCID ID: 0000-0002-2993-0194. E-mail: tmbtsu@gmail.com Киселева Ирина Александровна (Россия, Тамбов) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. ORCID ID: 0000-0002-3557-216X. E-mail: irinakiselyo@yandex.ru Самохвалов Алексей Владимирович (Россия, Тамбов) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. ORCID ID: 0000-0002-3151-3250. E-mail: samohvalov@gmail.com