Введение. В настоящее время государственным приоритетом в сфере образования признано управление качеством образования на всех уровнях образования, обеспечивая единое образовательное пространство в Российской Федерации. Произошедший переход от контроля качества к оценке качества и затем к управлению качеством образования выдвигает новые требования к содержанию и реализации общероссийской (единой) системы оценки качества образования (далее – ОСОКО) и региональных систем оценки качества образования каждого субъекта Российской Федерации (далее – РСОКО).
Цель исследования – провести мониторинг моделей оценки качества системы общего образования субъектов РФ и разработать инструментарий по внедрению лучших практик.
Материалы и методы. Объектом исследования выступали модели оценки качества системы общего образования 85 субъектов РФ. Применялся метод контент-анализа открытых источников сети Интернет нормативных документов субъектов РФ, содержащих информацию (положения, концепции, модели) об утверждении РСОКО. В исследовании авторами проведена экспертная оценка 85 нормативных документов субъектов РФ. В процессе проведения анализа полученных в результате экспертизы нормативных документов субъектов РФ, сбор, систематизация экспертных оценок и их визуализация проводилась в электронных таблицах Microsoft Office Excel; статистический анализ и визуализация осуществлялись в программном средстве SPSS Statistics 26.0. Для разработки информационной системы с применением методов моделирования, алгоритмизации и программирования был использован язык PHP, библиотеки: ADOdb, PHPOffice, TCPDF, Bootstrap, БД PostgreSQL, клиент для БД DBeaver Community.
Результаты. Исследование показывает необходимость корректировки, а в ряде субъектов РФ коренного изменения существующих нормативных документов РСОКО. Только у 23,5% субъектов Российской Федерации модели, концепции, положения РСОКО относятся к высокому уровню. Информационная система мониторинга моделей оценки качества системы общего образования субъектов РФ обеспечивает повышение эффективности получаемых данных в ходе их сбора, обработки, контроля и анализа, позволяет повысить качество общего образования в субъектах РФ путем реализации сетевого взаимодействия между регионами с высокими и низкими показателями управленческих по организации и реализации комплекса мер поддержки, разработанного с учетом результатов мониторинга.
Заключение. РСОКО всех 85 субъектов РФ требуют содержательных, структурных и функциональных изменений существующих нормативных документов, а результаты мониторинга обеспечивают оценку динамики реализации механизмов управления качеством образования каждого субъекта, самоанализ полученных результатов и принятие органами государственной власти субъектов РФ в сфере образования соответствующих управленческих решений для реализации единого образовательного пространства в РФ.
Ключевые слова: общее образование, качество, оценка, управление, субъекты Российской Федерации, информационная система, лучшие практики, инструментарий
Ссылка для цитирования: Чудинский Р. М., Малев В. В., Малева А. А., Дубов В. М., Кубряков Е. А. Мониторинг моделей оценки качества системы общего образования на примере субъектов Российской Федерации и разработка инструментария по внедрению лучших практик // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 715-737. doi: 10.32744/pse.2022.3.41

Информация об авторах:
Чудинский Руслан Михайлович (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой информатики, информационных технологий и цифрового образования. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: chudinsky@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5449-9351. ResearcherID: E-9357-2019 Малев Василий Владимирович (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, кандидат педагогических наук, декан физико-математического факультета. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: mvv-mpi@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8225-1609 Малева Алла Александровна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и цифрового образования. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: malevaalla@yandex.ru Дубов Владислав Михайлович (Российская Федерация, г. Воронеж) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и цифрового образования. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: urubo@mail.ru Кубряков Евгений Анатольевич (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий и цифрового образования. Воронежский государственный педагогический университет. E-mail: eakub@mail.ru