Перспективы науки и образования

Главная » Информационные и математические методы в педагогике » Психолого-педагогическая безопасность виртуальных игр, рекомендуемых для младших школьников

Психолого-педагогическая безопасность виртуальных игр, рекомендуемых для младших школьников

Введение. Наблюдается постепенное внедрение технологий виртуальной реальности в обучение младших школьников в разных странах. Однако, для работы с младшими школьниками применяются виртуальные программы, не прошедшие апробацию в Российской Федерации, при выборе программ педагоги опираются на маркировку производителя. Актуальность исследования связана с необходимостью обеспечения психологической безопасности виртуального продукта для младших школьников.

Цель исследования: экспертная оценка психологической безопасности виртуальных игр для младшего школьного возраста и сравнение рекомендаций игр, сделанных экспертами и производителями.

Материалы и методы исследования. Для психолого-педагогической экспертизы случайно отобрано 10 ВР-игр (5 игр, маркированных «для семейного просмотра», 5 игр – «для просмотра с ограничениями»). Эксперты: педагоги-психологи, учителя начальных классов, родители младших школьников (по 2 человека). Статистические методы: α-Кронбаха для оценки надежности экспертизы, φ*-критерий Фишера для сравнительного анализа.

Результаты исследования: 1) все игры были признаны безопасными для младших школьников. 70% – по уровню безопасности соответствует возрастной норме, из них 20 % игр с уровнем опасности ниже среднего, а 10% – выше среднего. 30% игр обладают уровнем опасности ниже возрастной нормы. 2) рекомендации к использованию отдельных ВР-игр в образовательной среде экспертов и производителей достоверно различались (р<0,05): производители рекомендовали все 100% игр (из них 50% с ограничениями), эксперты рекомендовали 90% (10% – с ограничениями), 10% игр – в рекомендации отказано.

Научная новизна. Впервые эмпирически обоснована необходимость проводить психолого-педагогическую экспертизу ВР-игр перед использованием в образовательной среде начальной школы. Выделены 4 группы рисков: повышенное влияние на вестибулярный аппарат, повышенное влияние на зрение, стимулирование гиперактивности, нарушение схемы тела и возникновение чувства уязвимости.

Ключевые слова: психологическая безопасность, виртуальные игры, образовательная среда, младшие школьники, начальная школа, психолого-пелагическая экспертиза

Ссылка для цитирования: Березина Т. Н., Литвинова А. В., Кошелева С. Н. Психолого-педагогическая безопасность виртуальных игр, рекомендуемых для младших школьников // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 565-581. doi: 10.32744/pse.2022.3.33

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Березина Татьяна Николаевна (Россия, Москва) - Профессор, доктор психологических наук. Московский государственный психолого-педагогически университет. E-mail: tanberez@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8188-237X. ResearcherID: J-7693-2013. Scopus Author ID: 8700470700

Литвинова Анна Викторовна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук. Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: annaviktorovna@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6783-3144. Scopus Author ID: 57214083626. ResearcherID: AAR-1178-2021

Кошелева Светлана Николаевна (Россия, Москва) - Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: sveta.kosheleva.94@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4220-8489

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: