Перспективы науки и образования

Главная » Изучение языков » Эмоционально-ценностная технология иноязычного образования и её использование на этапах формирования и совершенствования навыков речевого общения

Эмоционально-ценностная технология иноязычного образования и её использование на этапах формирования и совершенствования навыков речевого общения

Проблема исследования. Современное иноязычное образование призвано гармонично развивать не только интеллектуальную, но и эмоционально-волевую, а также эмоционально-ценностную сферы личности. Однако анализ программных документов по иностранным языкам свидетельствует о том, что так называемый эмоционально-ценностный компонент присутствует там в основном как компонент содержания. Выявлено противоречие между перспективами повышения эффективности в достижении личностных, мета предметных и предметных результатов иноязычного образования в общеобразовательной школе в условиях включения в его структуру данного компонента и отсутствием эмоционально-ценностной технологии, обеспечивающей его реализацию в процессе овладения школьниками иноязычным речевым общением.

Методы исследования. Опытно-экспериментальная работа по использованию эмоционально-ценностной технологии школьного иноязычного образования была организована на младшей ступени обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе (64 третьеклассника школ г. Кирова и Кировской области). Использовались методы прогнозирования результатов эксперимента, констатирующего и формирующего эксперимента, опытного обучения, анализа результатов учебной работы школьников, обработки результатов с использованием методов математической статистики (стандартное отклонение, критерий F-Фишера), табличного и графического представления результатов.

Результаты исследования. В конце опытного обучения показатели владения «интеллектуальными» в совокупности с эмоционально-ценностным компонентом иноязычного образования повысились у 97 % третьеклассников, а у 3 % они остались на том же уровне. Различия в среднем Mx, минимальном xмин, максимальном xмакс значениях, стандартном отклонении σ при вероятности 0,05 объясняются не случайными факторами, а проведением опытного обучения. Показатели критерия Фишера Fф/Fкр составили 1,89/1. Приведённые факты подтверждают обоснованность концептуальных положений статьи, а также перспективность дальнейших исследований эмоционально-ценностной технологии школьного иноязычного образования.

Выводы. Впервые представлена характеристика эмоционально-ценностной технологии иноязычного образования, описаны особенности и доказана эффективность её использования на этапах формирования и совершенствования навыков речевого общения. Адаптация технологии может быть продолжена для последующих этапов овладения школьниками иноязычной речевой деятельностью (развития речевых умений, функционирования общения), а также для различных ступеней школьного иноязычного образования.

Ключевые слова: иноязычное образование, эмоционально-ценностная технология, адаптация технологии, речевое общение, формирование навыков, совершенствование навыков

Ссылка для цитирования: Татаринова М. Н., Казаков А. В., Иванов А. В., Иванова Р. А., Крюкова Н. Ф. Эмоционально-ценностная технология иноязычного образования и её использование на этапах формирования и совершенствования навыков речевого общения // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 285-310. doi: 10.32744/pse.2022.3.16

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Татаринова Майя Николаевна (Россия, Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам. Вятский государственный университет. E-mail: mayya.tatarinova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1593-8213. Scopus Author ID: 57103791200

Казаков Андрей Викторович (Россия, Киров) - Кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и перевода. Вятский государственный университет. E-mail: kazakov.andrey.bonus@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-5522-4624. Scopus Author ID: 57189642505

Иванов Андрей Владимирович (Россия, Нижний Новгород) - Доктор филологических наук, профессор, руководитель научно-исследовательской лаборатории «Фундаментальные и прикладные лингвистические исследования». Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. E-mail: holzmann2014@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-0031-5769

Иванова Римма Анваровна (Россия, Нижний Новгород) - Кандидат филологических наук, доцент, директор института дистанционного обучения. Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова. E-mail: holzmann2009@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-3115-5876. ResearcherID: J-2000-2015

Крюкова Наталья Фёдоровна (Россия, Тверь) - Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой герменевтической лингводидактики и английской филологии. Тверской государственный университет. E-mail: nakrukova@mail.ru. Scopus Author ID: 57224927932

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: