Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Самореализация в учебной сфере обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Самореализация в учебной сфере обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Проблема и цель. Самореализация является актуальной и социально значимой тематикой, отвечающей запросу общества и государства, ориентированного на достижение блага каждого гражданина. Особо сложным и мало изученным выступает вопрос самореализации лиц с атипичным развитием. Учеба является критически важной сферой для молодых людей с ограниченными возможностями в формировании взрослой идентичности и в получении базовой квалификации, поэтому представленное исследование решает проблему рассмотрения специфики самореализации лиц с нарушенным развитием в сфере учебной деятельности.

Цель – выявление специфики самореализации лиц с нарушенным развитием в сфере учебной деятельности.

Материалы и методы. Выборка включает в себя 204 респондента и состоит из двух групп опрошенных, различающихся статусом здоровья. В исследовании используется методический инструментарий, состоящий из тестовых методов (Тест жизнестойкости С. Мадди; авторская анкета на основе Теста суждений самореализации личности (С.И. Кудинов); Шкала субъективного счастья Любомирски; Шкала субъективного благополучия Перуэ-Баду; Шкала сочувствия к себе К. Нефф; Экспресс-тест Карвера; Шкала субъективной витальности Ryan, Frederick) и авторского интервью. В исследовании применялись статистические методы обработки данных: дескриптивная статистика, U-критерий Манна-Уитни, корреляционный и регрессионный анализ.

Результаты исследования. Выявились наиболее низкие показатели успешности самореализации лиц с атипичным развитием в учебной сфере (М=55,11; SD=20,69) относительно иных сфер самореализации. Обучающиеся с нарушенным здоровьем имеют значимо более низкие показатели самореализации в учебной сфере по сравнению с нормативно развивающимися сверстниками (р=0,045). Нами определены различия в параметрах самореализации лиц с типичным и атипичным развитием (активность (р=0,002), интернальность (р=0,0002), экстернальность (р=0,03), ориентация на себя (р=0,007), консервативность (р=0,009), продуктивность (р=0,024), деструктивность (р=0,048), общая мотивированность (р=0,017), собственная ценность (р=0,005), смысл самореализации (р=0,003)). На основании данных интервью нами были выделены барьеры и ресурсы успешности самореализации. Методом частотного анализа с последующим ранжированием определено, что барьерами являются собственная лень (75%) и иные занятия, чаще всего развлечения (54%). Проведенный нами корреляционный анализ не выявил связей самореализации в учебной сфере с жизнестойкостью и общим уровнем счастья. Также отсутствуют связи учебной самореализации с субъективным благополучием и удовлетворенностью жизнью. Выявлены корреляции с параметрами сочувственного отношения к себе, причем отмечена специфика корреляций в зависимости от статуса здоровья обучающихся: в случае нарушенного развития отмечено наличие корреляционной связи с параметром «доброта к себе» (р=0,04), в случае нормативного развития – с параметром «общность с человечеством» (р=0,04). Выявилась предикционная специфика в зависимости от статуса здоровья респондентов.

Обсуждение и заключение. В ходе исследования доказана специфичность самореализации лиц с атипичным развитием в учебной сфере. Выявлены различия в параметрах самореализации лиц с типичным и атипичным развитием. Выявлена предикционная специфика самореализации в учебной сфере в зависимости от статуса здоровья обучающихся.

Ключевые слова: самореализация, типичное развитие, атипичное развитие, учебная сфера, обучающиеся, счастье, субъективное благополучие, совладеющее поведение, жизнестойкость, витальность, интеллектуальные нарушения

Ссылка для цитирования: Шипова Н. С. Самореализация в учебной сфере обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 441-455.  doi: 10.32744/pse.2022.3.25

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторе:

Шипова Наталья Сергеевна (Россия, Кострома) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии. ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет». E-mail; n_shipova@ksu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-0741-1297. Scopus ID: 57216491120. ResearcherID: N-3276-2016

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: