Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Развитие рефлексивных способностей студентов – будущих учителей начальных классов

Развитие рефлексивных способностей студентов – будущих учителей начальных классов

Введение. Проблема развития рефлексивных способностей в процессе профессионального обучения педагога является актуальной ввиду формирования субъектной позиции студента как одного из значимых результатов обучения в вузе. Особый исследовательский интерес вызывает изучение влияния развития профессионального интеллекта на рефлексивные способности студентов – будущих учителей начальной школы.

Цель статьи – оценить влияние профессионального обучения на развитие рефлексивных и когнитивных способностей студентов – будущих учителей начальной школы.

Материалы и методы. Выборка исследования состояла из 104 студентов педагогического университета, обучающихся по профилю «Начальное образование». Рефлексивные способности оценивались тестом рефлексии деятельности В.Д. Шадрикова, С.С. Кургиняна. Интеллектуальные способности измерялись с помощью теста структуры интеллекта Р. Амтхауера. Данные были проанализированы методами первичной описательной статистики, непараметрическим критерием U-Манна-Уитни, методами линейной и ранговой корреляции r-Пирсона и r-Спирмена соответственно.

Результаты исследования. Установлен парциальный характер развития параметров рефлексии деятельности, проявляющийся в том, что разные задачи профессионального обучения требуют интенсификации отдельных рефлексивных способностей. Начало профессионального обучения (1 курс) связано с более интенсивной рефлексией мотивации и целеполагания, что объясняется потребностью в соотнесении ожиданий с реальными условиями обучения в вузе; включение в длительную и интенсивную педагогическую практику (3 курс) актуализирует рефлексию предметных и субъективных условий деятельности, а также способов решения педагогических ситуаций. Обнаружено противоречие между ростом в процессе обучения уровня интеллектуальных способностей и снижением рефлексии учебно-профессиональной деятельности – около 80% значимых корреляционных связей между параметрами интеллекта и рефлексии носят отрицательный характер. Это свидетельствует как о специфике профессиональной подготовки учителя начальных классов, так и о необходимости снижения объема репродуктивной работы в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Заключение. Результаты исследования имеют важное практическое значение для организации и совершенствования процесса профессиональной подготовки студентов – будущих учителей начальных классов. Стратегия формирования рефлексивных способностей должна носить нелинейный характер, учитывающий не только индивидуальные особенности студента, но и специфику задач, решаемых на разных этапах профессионального обучения.

Ключевые слова: рефлексия, способности, интеллект, развитие, будущие учителя начальной школы

Ссылка для цитирования: Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Костригин А. А. Развитие рефлексивных способностей студентов – будущих учителей начальных классов // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 470-485. doi: 10.32744/pse.2022.3.27

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Мазилов Владимир Александрович (Российская Федерация, Ярославль) - Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой общей и социальной психологии. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. E-mail: v.mazilov@yspu.org. ORCID ID: 0000-0003-0646-6461. Scopus Author ID: 13004734300. ResearcherID: F-9746-2013

Слепко Юрий Николаевич (Российская Федерация, Ярославль) - Доцент, доктор психологических наук, декан педагогического факультета. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. E-mail: slepko@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0001-6768-4652. Scopus Author ID: 56111886000. ResearcherID: AAF-8745-2019

Костригин Артем Андреевич (Российская Федерация, Москва) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии. Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). E-mail: artdzen@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-5454-7357. Scopus Author ID: 57194208403. ResearcherID: C-1101-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: