Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Оценка эффективности педагогических условий профилактики деструктивных конфликтов среди подростков в общеобразовательной организации

Оценка эффективности педагогических условий профилактики деструктивных конфликтов среди подростков в общеобразовательной организации

Введение. Современные реформы, происходящие в мировом сообществе, привели к повышению уровня конфликтности в триаде: между педагогами и обучающимися, между обучающимися и их родителями, между самими обучающимися в малой (учебной) группе. Необходимость адаптации к новым условиям взаимодействия нередко демонстрирует слабую готовность подростков к выстраиванию конструктивной модели поведения с окружающими, неадекватное восприятие ими воспитательных воздействий. Изложенное определяет значимость исследования проблемы профилактики конфликтов, возникающих в молодежной среде, в условиях образовательного пространства современной школы.

Цель статьи – представить общую оценку современного состояния проблемы диагностики и педагогической профилактики деструктивных конфликтов с учетом возможности повышения эффективности реализации значимых педагогических условий в условиях школы.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 512 подростков – школьники 10-11 классов, 56 педагогов, 512 родителей подростков. В ходе диагностики использовались опросники Басса-Дарки, В. Гербачевского; методики В. Бойко, М. Рокича, О. Потемкиной, Ч. Спилбергера. Методы математической статистики: статистический критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона.

Результаты. Исследование показало, что после реализации педагогических условий в экспериментальной группе (далее – ЭГ) снизилось число подростков с высоким уровнем агрессивности, инициирующей конфликтогенность индивида, с одновременным увеличением подростков, имеющих низкий уровень агрессивности. Достоверные снижения в ЭГ были обнаружены по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «вербальная агрессия», «завуалированная жестокость», «открытая жестокость», «обоснованный негативизм», «негативный личный опыт», актуализирующих деструктивный конфликт. Расчет статистического критерия χ2-Пирсона показал достоверность различий в изучаемых шкалах с достоверностью 95% : χ2эмп. > χ2крит 0.05. Уровни ситуативной и личностной тревожности у подростков ЭГ стабилизировались с преобладающим увеличением числа лиц, демонстрирующих низкие уровни указанных тревожностей. У подростков контрольной группы (далее – КГ) существенных изменений по изучаемым шкалам не произошло, что позволяет констатировать сохраняющуюся угрозу развития деструктивных конфликтов.

Заключение. Выявленные и апробированные педагогические условия, доказали свою эффективность в профилактике деструктивных конфликтов среди подростков в общеобразовательной организации. Полученные результаты представляют определенную ценность и вносят вклад в развитие педагогической профилактики деструктивных конфликтов у подростков в общеобразовательной организации.

Ключевые слова: педагогические условия, профилактика, деструктивные конфликты, подростки, общеобразовательные организации, агрессивность, тревожность

Ссылка для цитирования: Эджибадзе А. В., Турчин А. С. Оценка эффективности педагогических условий профилактики деструктивных конфликтов среди подростков в общеобразовательной организации // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 422-440. doi: 10.32744/pse.2022.3.24

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Эджибадзе Алена Валерьевна (Российская Федерация, Владимир) - Аспирант кафедры «Психология личности и специальная педагогика». ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых». E-mail: aedzhibadze@bk.ru. ORCID ID: 0000-0001-5757-6260

Турчин Анатолий Степанович (Российская Федерация, г. Санкт-Петербург) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии. Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации. E-mail: ast55@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-7973-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: