Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Личностная мобильность как предиктор профессионального здоровья в позднем возрасте: результаты исследования и их использование при разработке обучающих программ

Личностная мобильность как предиктор профессионального здоровья в позднем возрасте: результаты исследования и их использование при разработке обучающих программ

Введение. Педагогическая и психологическая наука и практика подчеркивают значимость различных форм обучения для поддержания здоровья и психологического благополучия людей позднего возраста. Определение предикторов профессионального здоровья позволяет прогнозировать адекватные методы включения пожилых людей в образовательное пространство и разрабатывать эффективные технологии обучения.

Целью исследования является детализация сопряженности профессионального здоровья в позднем возрасте и личностной мобильности как его интегрального предиктора.

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 355 жителей Екатеринбурга и Свердловской области (Российская Федерация) в возрасте от 50 до 80 лет. Были выделены три группы сравнения: неработающие пенсионеры, работающие пенсионеры, группа сравнения – работающие лица предпенсионного возраста. Был реализован комплекс из 15 психодиагностических методик, описывающих: 1) личностную мобильность как индивидуальное свойство, жизненную стратегию, готовность к мобильному поведению; 2) эмоциональный, рефлексивный, ценностно-мотивационный, деятельностный компоненты профессионального здоровья; 3) психологическое благополучие. Для обработки данных использовались методы дескриптивной и компаративной статистики, корреляционный, кластерный, факторный, регрессионный, дисперсионный анализ.

Результаты. Описаны трехкомпонентная структура профессионального здоровья в позднем возрасте и восьмикомпонентная структура личностной мобильности (доля объясненной дисперсии факторных моделей соответственно 0,42 и 0,51). Эмпирически верифицирована и уточнена исходная теоретическая модель сопряженности профессионального здоровья пожилых людей и личностной мобильности как его предиктора: определен перечень характеристик мобильности, влияющий на каждый из трех компонентов профессионального здоровья – деятельностный, эмоционально-рефлексивный и психологическое благополучие (коэффициент детерминации регрессионных моделей соответственно 0,42, 0,29 и 0,28).

Обсуждение и выводы. Результаты исследования позволили рекомендовать принципы разработки технологий обучения сохранению профессионального здоровья: комплексность и универсальность, опора на свободный выбор содержания и форм обучения пожилым человеком. Определены методы, отвечающие данным принципам: формирование личностной мобильности как интегрального предиктора профессионального здоровья, работа с жизненным опытом, динамическое обучение, использование рефлексии как механизма развития в позднем возрасте.

Ключевые слова: личностная мобильность, профессиональное здоровье, психологическое благополучие, поздний возраст, психологические предикторы, обучающие программы

Ссылка для цитирования: Сергеева Т. Б., Глуханюк Н. С., Печеркина А. А., Борисов Г. И. Личностная мобильность как предиктор профессионального здоровья в позднем возрасте: результаты исследования и их использование при разработке обучающих программ // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 506-522. doi: 10.32744/pse.2022.2.30

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Сергеева Тамара Борисовна (Российская Федерация, Екатеринбург) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии. ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». E-mail: tamara.2005@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4743-444X. Scopus Author ID: 57191168346. ResearcherID: AAB-3359-2019

Глуханюк Наталья Степановна (Российская Федерация, Екатеринбург) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры управления персоналом и психологии. ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». 
E-mail: profi.n@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7876-0080. Scopus Author ID: 57193268867

Печеркина Анна Александровна (Российская Федерация, Екатеринбург) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии образования. 
ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». E-mail: 79apa@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2261-2505. Scopus Author ID: 57190120274. ResearcherID: Q-7376-2016

Борисов Георгий Игоревич (Российская Федерация, Екатеринбург) - Старший преподаватель кафедры общей и социальной психологии. ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». E-mail: georgy.borisov@urfu.ru. ORCID ID: 0000-0002-3713-3005. Scopus Author ID: 57214098801. ResearcherID: AAF-7831-2020

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: