Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Предикторы эмоционального выгорания на разных уровнях высшего медицинского образования

Предикторы эмоционального выгорания на разных уровнях высшего медицинского образования

Введение. Получение высшего медицинского образования по программам специалитета и ординатуры является важным этапом становления врача. Медицинская деятельность предполагает эмоциональную насыщенность и большое количество факторов, вызывающих стресс. Синдром эмоционального выгорания является не только результатом нервно-психического напряжения, а следствием неуправляемого стресса. Цель исследования: определить предикторы развития синдрома эмоционального выгорания у обучающихся по программам высшего медицинского образования (специалитета и ординатуры).

Материалы и методы. На выборке из 330 обучающихся по программам специалитета и ординатуры ФГБОУ ВО «Ярославский государственный медицинский университет» Минздрава России и 50 врачей различных медицинских организаций Ярославской области, в качестве контрольной группы, произведена оценка стилей мышления, типов мышления и креативности, а также факторов когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций, с анализом их взаимосвязей и роли влияния на составляющие синдрома эмоционального выгорания. Статистическая обработка данных проводилась с использованием критерия Колмогорова-Смирнова с поправкой Лиллифорта и Шапиро-Уилка, коэффициента ранговой корреляции Спирмена, U-критерия Манна-Уитни, t-критерия Стьюдента, критерия χ² Пирсона, а также факторного анализа (ANOVA) на основании критерия Кайзера-Мейера-Олкина и множественного логистического регрессионного анализа.

Результаты исследования. Выявлено, что во всех трех группах сравнения достоверно чаще (р≤0,05) встречается практический стиль мышления. Из типов мышления достоверно чаще (р≤0,05) студенты используют образный, ординаторы – комбинированный, а врачи – знаковый тип. При анализе фаз СЭВ обнаружены достоверные различия по преобладанию частоты встречаемости только сформировавшейся фазы «Резистенция» у врачей над ординаторами (р=0,016). При сравнительном анализе более трудных ситуаций (≥4 баллов) между группами обнаружено, что достоверно большая часть студентов по сравнению с ординаторами имеет общие признаки трудных жизненных ситуаций (p=0,008), достоверно больше сильных эмоций испытывают студенты по сравнению с ординаторами (р=0,0003) и с врачами (р=0,006). Корреляционный анализ показал: у студентов наличие прямых связей средней силы между знаковым типом мышления и «сильными эмоциями», эмоциональной отстраненностью и «перспективой будущего»; у ординаторов наличие прямых и обратных связей очень слабой и слабой силы, которыми можно пренебречь. Факторный анализ выявил в каждой исследуемой группе главные компоненты, с наибольшим процентом описывающие модели влияния факторов когнитивного оценивания жизненных ситуаций на отдельные симптомы выгорания.

Заключение. Логистический регрессионный анализ выявил ряд факторов когнитивного оценивания в качестве предикторов выгорания и, наоборот, ряд симптомов выгорания могут выступать предикторами некоторых факторов когнитивного оценивания.

Ключевые слова: выгорание, мышление, стиль мышления, тип мышления, когнитивное оценивание

Ссылка для цитирования: Савельева Л. А., Савельева М. И. Предикторы эмоционального выгорания на разных уровнях высшего медицинского образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 460-477. doi: 10.32744/pse.2022.2.27

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Савельева Людмила Александровна (Россия, Ярославль) - Аспирант кафедры педагогики и педагогической психологии. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. E-mail: lsavelyeva@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0001-6186-7941

Савельева Марина Ивановна (Россия, Ярославль) - Доцент, доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической фармакологии и терапии им. Б.Е. Вотчала. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования. E-mail: marinasavelyeva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2373-2250

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: