Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19

Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19

Введение. Масштабы пандемии COVID-19 и вынужденный в этой связи переход на дистанционное обучение, необходимость перестройки форм и методов обучения детей, имеющих особые образовательные потребности, в цифровой среде, возросшие когнитивные, эмоциональные и коммуникативные нагрузки, дефицит времени на подготовку занятий способствуют возникновению эмоционального выгорания у педагогов отдельных образовательных организаций и актуализируют проблему исследования влияния их социально-психологической компетентности на его преодоление.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие педагоги (N=50 человек женского пола) Курской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья (Российская Федерация), имеющие стаж профессиональной деятельности до 1 года до 43 лет. Использовали стандартизированные методики диагностики эмоционального выгорания, эмоционального и социального интеллекта, ценностных ориентаций личности и стресс-преодолевающего поведения, а также математико-статистические методы обработки данных: описательную статистику и регрессионный анализ.

Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что сверхэмпатия педагогов (β = 0,763; p = 0,000), сверхответственность (β = 0,465; р = 0,003), стремление к личному успеху (β = 0,723; р = 0,001), недостаточно развитые способности понимать логику развития ситуаций межличностного взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях (β = 0,304; р = 0,003), манипулятивные (β = 1,287; р = 0,000) и агрессивные (β = 0,620; р = 0,013) действия, – способствуют появлению эмоционального выгорания. Стремления педагогов к социальным контактам (β = -0,365; р = 0,001), самостоятельность (β = -0,874; р =0,000), тщательное взвешивание всех возможных вариантов решений проблемы (β = -0,809; р = 0,000), уважение традиций и умеренность (β =-0,882; р = 0,000), – противодействуют его возникновению («Индекс психического выгорания»).

Заключение. Впервые установлено, что социально-психологическая компетентность педагогов может выступать не только фактором возникновения, но и фактором преодоления эмоционального выгорания, что определяет научную новизну полученных результатов, а также стратегию и тактику коррекционно-профилактической работы с позиций ресурсного подхода.

Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, эмоциональное выгорание, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А. Социально-психологическая компетентность как фактор возникновения и преодоления эмоционального выгорания педагогов отдельных образовательных организаций в условиях пандемии COVID-19 // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 448-459. doi: 10.32744/pse.2022.2.26

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-6309-1825. Scopus Author ID: 57205469895

Малихова Лариса Николаевна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации | Дефектолог, директор. Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. E-mail: lnmalihova@yandex.ru 

Кузнецова Алеся Анатольевна (Россия, Курск) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, проректор по воспитательной работе. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9166-0770. Scopus Author ID: 57072914200

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: