Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Взаимосвязь приоритетов управленческих решений руководства общеобразовательных школ и динамики изменений образовательных результатов

Взаимосвязь приоритетов управленческих решений руководства общеобразовательных школ и динамики изменений образовательных результатов

Введение. Актуальность исследования обусловлена потребностью изучения опыта школ, способных в сложных социальных условиях самостоятельно добиться высоких результатов. Цель публикации – установление взаимосвязи между управленческими решениями школьного руководства, направленными на преодоление факторов риска низких образовательных результатов и динамикой изменений образовательных результатов школ.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 38 экспертов (разработка детализированной модели факторов риска низких образовательных результатов, анкеты для руководства школ), 210 школ из 12 субъектов Российской Федерации, которые за последние 5 лет вышли из категории школ с низкими образовательными результатами. Применены метод групповых экспертных оценок, метод морфологического ящика, анкетирование, интервью, сравнительный анализ.

Результаты. Спроектирована детализированная модель факторов риска низких образовательных результатов (15 факторов риска, 104 детализированных позиции), на основе детализированной модели разработана анкета для руководства школ (5 разделов, 504 позиции). По результатам исследования возможно заключить:

  • для руководства школ наиболее приоритетными факторами риска низких образовательных результатов являются факторы, связанные с ресурсным обеспечением образовательной деятельности (имущественные, материально-технические, кадровые ресурсы). Наибольшее количество управленческих решений (77%) направлено на их преодоление. Наименее приоритетным (27%) является фактор, связанный с мотивацией руководства образовательной организации на улучшение образовательных результатов. Медиана количества управленческих решений, направленных на преодоление всех факторов риска составила 52%.
  • повышение динамики образовательных результатов школ зависит от приоритетности для их руководства факторов риска, связанных с обеспечением благоприятного школьного уклада и оценкой образовательных результатов. Количество управленческих решений, направленных на их преодоление, в школах, демонстрирующих «положительную и значительную динамику образовательных результатов в среднем на 23% выше, чем в других анкетируемых школах.

Заключение. Результаты исследования доказывают результативность описания опыта школ через систему управленческих решений по преодолению факторов риска низких образовательных результатов. Установленная взаимосвязь позволяет руководству школ корректировать управленческие решения с целью повышения динамики образовательных результатов. Детализированная модель факторов риска применима для исследований мобильности педагогов, обеспечения методического сопровождения «слабых» школ, создания имитационных тренажеров для руководства школ.

Ключевые слова: общее образование, качество образования, образовательные результаты, факторы риска низких образовательных результатов, управленческое решение

Ссылка для цитирования: Мирошниченко А. А., Чиговская-Назарова Я. А., Хлобыстова И. Ю., Куртеева О. В. Взаимосвязь приоритетов управленческих решений руководства общеобразовательных школ и динамики изменений образовательных результатов // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 686-707. doi: 10.32744/pse.2022.2.41

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Мирошниченко Алексей Анатольевич (Россия, г. Глазов) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики и психологии. ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко». E-mail: ggpi@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2845-3437. Researcher ID: W-4738-2017. Scopus Author ID: 57196461695

Чиговская-Назарова Янина Александровна (Россия, г. Глазов) - Доцент, кандидат филологических наук. Ректор. ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко». E-mail: rector@ggpi.org. ORCID ID: 0000-0002-4070-4913

Хлобыстова Ирина Юрьевна (Россия, г. Глазов) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики и информатики. ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко». E-mail: hloirina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-7672-0838. ResearcherID: AAF-2768-2021

Куртеева Ольга Валерьевна (Россия, г. Глазов) - Старший преподаватель кафедры педагогики и психологии. ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко». E-mail: kurtikolga@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6341-3425

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: