Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Профессиональные дефициты педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования

Профессиональные дефициты педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования

Введение. Актуальность предпринятого исследования определяется тем, что неоднозначный VUCA мир создает изменчивую и сложную среду современной образовательной системы, в которой очевиден разрыв между потребностями цифровой экономики и содержанием школьного образования, в результате чего возникают новые профессиональные дефициты педагогов, в числе которых – предметные.

Цель исследования: анализ и обобщение результатов проведенного мониторинга профессиональных дефицитов педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющихся в условиях цифровой трансформации образования.

Материалы и методы. В качестве основных методов исследования применяются: опрос 1075 учителей русского языка из Белгородской, Волгоградской, Липецкой, Ростовской областей, Краснодарского, Ставропольского краев, Чеченской Республики (Google-формы); метод шкалирования данных эмпирического массива; интерпретационный метод.

Результаты исследования. Получены данные о разной степени выраженности профессиональных дефицитов учителей русского языка, проявляющихся в условиях цифровой трансформации образования.

В области методических компетенций отмечена недостаточная осведомленность педагогов о компонентах методической системы (более 50%); о средствах индивидуализации, дифференциации образовательных программ; о принципах обучения русскому языку (более 60%). Констатируем небольшие дефициты, связанные с представлениями о мета- и предметных умениях (более 20%), о структуре КИМов ГИА (менее 20%).

В области предметных компетенций дефицитными зонами стали знания в области теоретических основ морфемного строения слова, его словообразовательных возможностей (более 70%); переходных явлений в сфере морфологии (более 60%), синтаксических связей и отношений (более 50%).

Научная новизна исследования в фиксировании и констатации наличия у учителей русского языка профессиональных дефицитов (методических и предметных). Полученные результаты исследования могут быть использованы в организации мультилатеральной системы поддержки педагогических кадров в предметной области «Русский язык».

Ключевые слова: педагог, цифровая трансформация общего образования, цифровизация, профессиональные дефициты педагогов, предметные компетенции, русский язык, языковая компетенция, стандарт

Ссылка для цитирования: Ветров Ю. П., Чернова Л. В., Дорофеева О. А., Егизарьянц М. Н., Герлах И. В. Профессиональные дефициты педагогов в области предметных компетенций (русский язык), проявляющиеся в условиях цифровой трансформации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 235-255. doi: 10.32744/pse.2022.2.14

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Ветров Юрий Павлович (Россия, г. Армавир) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики. Проректор по научно-исследовательской и инновационной деятельности. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: yupvetrov@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0003-2514-373X. ReseacherID: T-3105-2018

Галустов Роберт Амбарцумович (Россия, г. Армавир) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: rgalustov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1325-4611. Scopus Author ID: 57188670757. ReseacherID: T-4218-2018

Чернова Любовь Викторовна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной филологии и журналистики. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: lolache@mail.ru. Scopus Author ID: 57191830159

Дорофеева Ольга Алексеевна (Россия, г. Армавир) - Руководитель центра информационной политики, старший преподаватель. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: koka3082@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4109-5790

Егизарьянц Марина Николаевна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: marina-egizaryanc@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8882-5685. ReseacherID: ABC-9686-2021

Герлах Ирина Витальевна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики. Научный сотрудник научно-исследовательского института развития образования. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: irina_gerlah@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7123-9778. ReseacherID: AAX-1326-2021

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: