Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Влияние кратковременных дидактических программ в виртуальной реальности на связь образного и понятийного мышления и памяти

Влияние кратковременных дидактических программ в виртуальной реальности на связь образного и понятийного мышления и памяти

Введение. Мировые тенденции распространения и доступности информации особо актуальны в сфере образования. В связи с этим применение технологий виртуальной реальности в обучении признано важной, перспективной и сложной проблемой, требующей не только повсеместного внедрения, но и изучения возможностей новой среды и ее влияния на когнитивное, психическое, личностное развитие подрастающих поколений.

Цель статьи – изучение влияния кратковременных обучающих программ в виртуальной реальности на связь образного и понятийного мышления и памяти.

Материалы и методы исследования. На уроках биологии по теме «Синтез белка» с обучающимися 11-х классов в экспериментальной и контрольной группах была применена одноименная обучающая программа с использованием различных технических средств обучения. До и после этих уроков (формирующего эксперимента) были проведены: лабораторный эксперимент (однофакторный межсубъектный план), тестирование для измерения объема кратковременной памяти (тест «Изучение процессов воспроизведения методом удержанных членов рядов») и микросемантический анализ протоколов испытуемых для определения процессуального содержания мышления (по А.В. Брушлинскому).

Результаты исследования продемонстрировали улучшение показателей памяти на основании правильно воспроизведенных элементов (по критерию Стьюдента) оказалось равным 3,2 и при воспроизведении последовательностей 3,3. Статистический анализ с применением критерия Манна-Уитни выявил значимые различия распределений результатов в экспериментальной и контрольной выборке (U1эмп = 122 и U2эмп = 116 меньше Uкр). В процессе микросемантического анализа установлено, что под влиянием ВР формально-логический состав мышления и уровень операциональных схем повышается эффективнее, чем после традиционного урока.

Заключение. Обучение в виртуальной реальности сложным биологическим темам является более эффективным для развития понятийного мышления юношей по сравнению с обычным уроком с использованием неиммерсивных мультимедийных средств. Применение ВР-программ в обучении по сложным учебным естественно-научным и математическим темам способствует позитивным изменениям когнитивных процессов обучающихся.

Ключевые слова: виртуальная реальность, образование, образное мышление, понятийное мышление, память

Ссылка для цитирования: Селиванов В. В., Сорочинский П. В., Капустина В. Ю. Влияние кратковременных дидактических программ в виртуальной реальности на связь образного и понятийного мышления и памяти // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 333-346. doi: 10.32744/pse.2022.2.20

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Селиванов Владимир Владимирович (Российская Федерация, г. Москва) - Профессор, доктор психологических наук. Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: vvsel@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-8386-591X. Scopus Author ID: 51564841100

Сорочинский Павел Викторович (Российская Федерация, г. Смоленск) - Соискатель. Смоленский государственный университет. E-mail: pivaniki@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3726-6518

Капустина Василиса Юрьевна (Российская Федерация, г. Москва) - Кандидат педагогических наук, преподаватель. Московский государственный психолого-педагогический университет. E-mail: 14057796@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7628-4308

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: