Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Социально-коммуникативные проявления детей с расстройством аутистического спектра в двигательной деятельности

Социально-коммуникативные проявления детей с расстройством аутистического спектра в двигательной деятельности

Введение. Актуальность исследования вызвана необходимостью поиска оптимальных возможностей и условий преодоления дефицитов социализации у детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Цель исследования – выявить уровень социально-коммуникативных проявлений в двигательной деятельности детей 5-6 лет с РАС в условиях взаимодействия со сверстниками.

Материалы и методы. В экспериментальном исследовании приняли участие воспитанники 5-6 лет групп комбинированной (n=20) и компенсирующей направленности (n=16) дошкольных учреждений г. Белгорода. Использовались теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические методы: наблюдение за самостоятельной двигательной деятельностью, диагностическая игровая ситуация «Живые фигуры», статистический критерий U-Манна-Уитни.

Результаты. Анализ результатов наблюдения за детьми с расстройствами аутистического спектра в самостоятельной двигательной деятельности показал, что у 16 (100%) обследуемых детей часто проявлялось стереотипное поведение, отказ от общения, возникали приступы немотивированной агрессии, чувство страха. Доказано, что включение детей с РАС в совместную двигательную деятельность с детьми с нормой развития на примере игровой ситуации «Живые фигуры» может обогатить их социальный опыт, увеличить время взаимодействия со сверстниками, определить его смысловое поле. Было обнаружено статически значимое отличие (p<0,05) по U-критерию Манна-Уитни в успешности решения задач взаимодействия при сравнении результатов в смешанных (комбинированных) группах и коррекционных (дети с РАС) по двум экспериментальным методикам.

Заключение. Выявлены новые факты позитивного влияния инклюзивного пространства на социально-коммуникативные проявления детей 5-6 лет с РАС в двигательной деятельности. Результаты исследования нацеливают на необходимость создания и реализации специальных игровых и имитационных приемов, ритуалов, игр с мячом для обеспечения психоэмоционального комфорта в инклюзивных группах, снижения проявлений агрессивности и тревожности детей с расстройством аутистического спектра в группах компенсирующей направленности. Эти средства предложены в адаптивной игровой программе и технологии ее реализации «Играйте на здоровье».

Ключевые слова: социально-коммуникативные проявления, двигательная деятельность, дети с расстройствами аутистического спектра

Ссылка для цитирования: Панасенко К. Е., Волошина Л. Н., Шинкарева Л. В., Галимская О. Г. Социально-коммуникативные проявления детей с расстройством аутистического спектра в двигательной деятельности // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 318-332. doi: 10.32744/pse.2022.2.19

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Панасенко Карина Евгеньевна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: panasenko@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0001-6852-5071

Волошина Людмила Николаевна (Россия, Белгород) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: voloshina_l@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-4373-1762 

Шинкарева Людмила Владимировна (Россия, Белгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: shinkareva@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0003-0686-1816

Галимская Ольга Генриховна (Россия, Белгород) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и специального (дефектологического) образования. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. E-mail: galimskaya@bsu.edu.ru. ORCID ID: 0000-0002-8149-7009

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: