Перспективы науки и образования

Главная » инклюзивное образование » Воспитательная деятельность в пространстве инклюзивного дополнительного образования: анализ региональных практик

Воспитательная деятельность в пространстве инклюзивного дополнительного образования: анализ региональных практик

Введение. В современной ситуации система дополнительного образования столкнулась с вызовом: процессы инклюзии, декларируемые государственной образовательной политикой, обусловили необходимость максимального охвата детей разных нозологических групп, активного включения их в занятия, разработки адаптированных программ, создание специальных условий. В то же время отсутствие понимания целей дополнительного образования в контексте инклюзии, научно обоснованных критериев успешности, специфики педагогической поддержки и профессиональной эффективности в работе с особыми детьми не только на уровне методик, но и ценностей, смыслов, то есть проблематики воспитания – приводит к подмене понятий и тиражированию формализации, квазидеятельности.

Цель исследования: выявление и классификация наиболее успешных практик дополнительного образования, включающего детей с ОВЗ и инвалидностью, разработка инструментов научно-методической поддержки актуальных запросов педагогического сообщества в части воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

Методы исследования. В исследовании принимали участие педагоги и административные работники дополнительного и общего образования из 78 субъектов РФ. Общее количество опрошенных составило 161 человек. Основным методом был выбран метод опроса профессионального сообщества, который позволил, с одной стороны, при помощи авторского опросника изучить современное состояние включенности детей с ОВЗ и инвалидностью в систему дополнительного образования в России, с другой, получить посредством полуструктурированного интервью точечную информацию о практиках и способах такого включения. Для обработки результатов применялись методы математической статистики (описательной статистики) и контент-анализ.

Результаты. Согласно полученным данным, дополнительным образованием охвачено около 14% детей с инвалидностью и c ОВЗ. Самым уязвимым оказывается туристско-краеведческий блок (1,2%); естественнонаучная направленность реализуется лишь в 1,2% от общего количества регионов; техническая направленность заявлена в 5% субъектах, социально-гуманитарная – 18,1%, физкультурно-спортивная – в 27,2%. По мнению профессионального сообщества, наибольшая потребность имеется в научно-методической поддержке педагогических кадров (63,8 % запросов) и в меньшей степени значимо увеличение финансирования (12,7%).

Заключение. В результате анализа региональных площадок дополнительного образования было выделено 5 моделей реализации адаптированных дополнительных образовательных программ в субъектах Российской Федерации. Критерием их выделения послужили способы включения детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательную деятельность.

Ключевые слова: пространство детства особого ребенка, дополнительное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, вариативные образовательные траектории

Ссылка для цитирования: Колосова Е. Б., Адамян Е. И., Адамян Л. И. Воспитательная деятельность в пространстве инклюзивного дополнительного образования: анализ региональных практик // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 302-317. doi: 10.32744/pse.2022.2.18

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Колосова Елена Борисовна (Россия, Москва) - Старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства. Московский педагогический государственный университет. E-mail: eb.kolosova@mpgu.su. ORCID ID: 0000-0002-8057-0745

Адамян Елена Игорьевна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат филологических наук. Московский педагогический государственный университет. E-mail: ellena.adamyan@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9483-2232

Адамян Луиза Игоревна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат психологических наук, и.о. заведующего кафедрой психологической антропологии. Московский педагогический государственный университет. E-mail: li.adamyan@mpgu.su. ORCID ID: 0000-0003-4085-1582

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: