Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования

Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования

Введение. Актуальность исследования определяется активным внедрением цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности людей, в том числе в систему образования. Реформирование современной школы в условиях цифровой среды оказывает как позитивное, так и негативное влияние на субъектов образовательного процесса.

Цель исследования заключалась в выявлении связи между отношением обучающихся и преподавателей российских вузов к цифровой трансформации образования и особенностями потребностно-мотивационной сферы субъектов образовательного процесса, а именно степенью значимости и удовлетворенности дефицитарных и бытийных потребностей.

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие 150 курсантов и студентов Воронежского института МВД России и Сибирской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России; 51 преподаватель ряда российских вузов. Для изучения потребностно-мотивационной сферы субъектов образовательного процесса применялся «Мотивационный опросник А. Маслоу». Выявление отношения обучающихся и преподавателей к процессам цифровизации осуществлялось с помощью модифицированной для целей исследования шкалы «Индекс технологической готовности» (TRI).

Результаты. Выявлено, что мотиваторы и ингибиторы цифровой готовности субъектов образовательного процесса связаны со значимостью и удовлетворенностью разных потребностей. У обучающихся оптимизм и инновационность коррелируют со значимостью бытийных потребностей (соответственно rэмп = 0,201, rэмп > r0,01; rэмп = 0,237, rэмп > r0,01) и их реализуемостью (соответственно rэмп = 0,197, rэмп > r0,05; rэмп = 0,223, rэмп > r0,01). При этом обнаружены обратные связи между дискомфортом и удовлетворенностью дефицитарных потребностей (rэмп = -0,160, rэмп > r0,05), а также недоверием к цифровым технологиям и реализуемостью бытийных потребностей (rэмп = -0,163, rэмп > r0,05). У преподавателей мотиваторы цифровой готовности коррелируют с реализуемостью дефицитарных потребностей (оптимизм: rэмп = 0,285, rэмп > r0,05; инновационность: rэмп = 0,298, rэмп > r0,05). Инновационность преподавателей в отношении цифровизации образования коррелирует со значимостью и удовлетворенностью бытийных потребностей (соответственно rэмп = 0,276, rэмп > r0,05; rэмп = 0,353, rэмп > r0,05).

Заключение. Исследование подтвердило гипотезу о корреляции между особенностями потребностно-мотивационной сферы и отношением субъектов образовательного процесса к цифровизации образования. В виду того, что значительная часть обучающихся и преподавателей испытывают дискомфорт и незащищенность, связанные с возможными негативными последствиями цифровизации образования, в образовательном процессе важны интеграция традиционной и онлайн систем образования, сохранение и развитие гуманистических идей педагогики в цифровую эпоху.

Ключевые слова: образование, цифровизация образования, потребностно-мотивационная сфера, субъекты образовательного процесса, социализация личности, дистанционное обучение, барьеры

Ссылка для цитирования: Хлоповских Ю. Г., Веденеева Г. И., Сашенков С. А., Орлова Г. В. Потребностно-мотивационная сфера субъектов образовательного процесса в условиях цифровизации образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 347-360. doi: 10.32744/pse.2022.2.21

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Хлоповских Юлия Геннадьевна (Российская Федерация, г. Железногорск) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры профессиональных коммуникаций. Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России. E-mail: flugel24@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3775-9665

Веденеева Галина Ивановна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Доцент, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет. E-mail: galina5423@mail.ru

Сашенков Сергей Александрович (Российская Федерация, г. Воронеж) - Преподаватель кафедры социально-гуманитарных, экономических и правовых дисциплин. Воронежский институт МВД России. E-mail: 79521047722@ya.ru. ORCID ID: 0000-0001-9816-4107

Орлова Галина Владимировна (Российская Федерация, г. Воронеж) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической психологии. Воронежский государственный университет. E-mail: orellet@mail.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: