Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Барьеры формирования информационной культуры и повышения информационной грамотности

Барьеры формирования информационной культуры и повышения информационной грамотности

Введение. Перспективы исследования информационной культуры в мировой науке связаны с выявлением причин информационного неравенства и информационной бедности, решением проблем информационной безопасности и информационного доверия, выделением точек роста и обнаружением негативных эффектов развития информационного общества. Цель настоящего исследования состояла в поиске барьеров развития информационной культуры и изучении цифровой адаптации людей старшего поколения («серебряного» и «золотого» возраста) на фоне кризиса COVID‑19.

Материалы и методы. В опросе приняли участие 500 респондентов в возрасте «45+» из Костромской области (Российская Федерация). Опрос был проведен в смешанном формате при помощи разработанной нами анкеты: в онлайн режиме (размещенной по адресу http://webanketa.com/forms/6cr3cchh6cqkadb460rp6css/ (100 респондентов), а также методом личного опроса (f2f).

Результаты исследования. На фоне адаптации к жизни в условиях пандемии, вызванной COVID 19, у обследованных лиц серебряного и золотого возраста выявлены следующие проявления информационной культуры: высокий охват использования гаджетов, в частности 95,3 % респондентов пользуются мобильным телефоном, а 63,9 % – стационарным компьютером (при этом только 18,2 % считают, что гаджеты отвлекают от более важных дел). Подтверждена тенденция роста онлайн покупок. Больше половины респондентов «45+» костромской области пользуются сервисами Госуслуг (59,2 %). Подавляющее большинство респондентов старшего возраста (86,3 %) поддерживают точку зрения об обязательности соблюдения правил цифрового этикета, причем у лиц золотого возраста этические требования к Интернет коммуникации оказались более выраженными, чем у лиц серебряного возраста. Проблемные зоны цифровых практик лиц старшего возраста, повышающие субъективные барьеры их использования, связаны с поиском необходимой, в частности, новостной информации в сети Интернет (23,7 %). Также у респондентов недостаточно представлены навыки безопасной интернет коммуникации (например, неосторожное поведение с письмами от незнакомых людей); 61,6 % подтвердили желательность и необходимость для себя цифровых просветительских занятий по цифровой грамотности.

Заключение. С опорой на литературный материал авторами представлен анализ терминов, находящихся в семантическом поле понятия «информационная культура», подчеркивается, что помимо технологического компонента информационной культуры и информационной грамотности важно присутствие морального компонента. На фоне в целом благоприятной картины адаптации лиц старшего возраста к цифровому миру, был выявлен запрос на просветительские программы по цифровой грамотности, особенно в сфере безопасности.

Ключевые слова: информационная грамотность, информатизация общества, информационная культура, барьеры формирования информационной культуры, цифровая трансформация, информационное общество, информационное поведение, кризис COVID-19

Ссылка для цитирования: Максименко А. А., Дейнека О. С., Духанина Л. Н. Барьеры формирования информационной культуры и повышения информационной грамотности // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 39-61. doi: 10.32744/pse.2022.2.3

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Максименко Александр Александрович (Россия, Москва) - Доцент, доктор социологических наук, кандидат психологических наук, профессор департамента психологии. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». E-mail: maximenko.al@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-0891-4950. Scopus ID: 57219144362. ResearcherID: AAZ-8789-2021

Дейнека Ольга Сергеевна (Россия, Санкт-Петербург) - Профессор, доктор психологических наук, профессор кафедры политической психологии. Санкт-Петербургский государственный университет. E-mail: osdeyneka@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-8224-2190. ResearcherID: ABH-2307-2020

Духанина Любовь Николаевна (Россия, Москва) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и методики естественнонаучного образования. Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт». E-mail: Duhanina@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6389-3497. Scopus ID: 57209642132. ResearcherID: ABG-8392-2021


Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: