Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования

Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования

Введение. Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации строится многоаспектно, ключевая роль в непрерывном и постоянном сопровождении группы обучающихся, объединённых в одном учебном классе, принадлежит классному руководителю, который целенаправленно осуществляет воспитательные функции в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Цель настоящей статьи состоит в описании и классификации профессиональных затруднений педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях, в контексте приоритетных национальных задач российской системы образования.

Материалы и методы. В исследовании применялся авторский инструментарий для изучения профессиональных дефицитов в деятельности педагогических работников, осуществляющих классное руководство. Для сбора эмпирических данных использовалась анкета на выявление степени затруднений (дефицитов) классного руководства в контексте решения профессиональных задач. Выборка респондентов формировалась случайным образом.

Результаты исследования. Проведенный опрос 4487 педагогических работников, выполняющих функции классного руководства из 12 субъектов РФ позволил зафиксировать факт понимания и признания классными руководителями значимости приоритетных национальных задач российской системы образования: создание благоприятного психологического климата и обеспечение гуманизации межличностных отношений в классе, духовно-нравственное развитие, формирование устойчивой внутренней позиции личности обучающегося и профилактика отклоняющегося поведения обучающихся, обеспечение условий для формирования гражданской позиции, ценности и любви к Родине, содействие раскрытию личностного потенциала обучающихся. При этом среднее значение по выборке получено по вопросу «Оцените по степени значимости задачи вашей деятельности как классного руководителя» имеет наибольшую актуальность по задаче «Создавать комфортный психологический климат в классе» (4,75), а наименьший показатель по задаче «Проводить работу по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся» (4,52).

Заключение. Разработанная авторская методика опроса может быть использована для выявления профессиональных дефицитов классного руководства в отдельных образовательных системах с целью определения дальнейших перспективных разработки по восполнению дефицитов профессиональной деятельности педагогических работников, выполняющих функции классного руководителя.

Ключевые слова: образование, воспитание, общеобразовательная организация, классный руководитель, деятельность классного руководителя, классное руководство, профессиональные дефициты классного руководства

Ссылка для цитирования: Бывшева М. В., Демышева А. С., Коротун А. В. Результаты исследования профессиональных дефицитов классного руководства в контексте решения приоритетных национальных задач в области образования // Перспективы науки и образования. 2022. № 2 (56). С. 95-117. doi: 10.32744/pse.2022.2.6

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бывшева Марина Валерьевна (Российская Федерация, г. Екатеринбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, проректор по научно-методической работе и академическому взаимодействию. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: mbyvsheva@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1479-453X. ReseacherID: F-6838-2018

Демышева Алина Станиславовна (Российская Федерация, г. Екатеринбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, заместитель директора центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников по модели «стандарт». Уральский государственный педагогический университет. E-mail: asdemysheva@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-9005-8254

Коротун Анна Валериановна (Российская Федерация, г. Екатеринбург) - Доцент, кандидат педагогических наук, директор Института общественных наук. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: korotun83@bk.ru

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: