Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворенность отношением значимых близких

Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворенность отношением значимых близких

Введение. Феномен учебной лени обучающихся является актуальной и даже злободневной проблемой для всех субъектов образовательной системы – сложности возникают, как у обучающихся, так и у значимых взрослых. Цель: разработать и апробировать методику изучения возможных связей феномена учебной лени и оценкой школьниками удовлетворенности отношениями со значимыми близкими.

Материалы и методы. Исследование выполнено в контексте методологии экопсихологического подхода к пониманию развития психики, в котором активность личности определяет становление субъекта учебной деятельности. В исследовании приняли участие 269 обучающихся 7–11 классов общеобразовательной Московской школы. Школьникам были предложены две методики, направленные на изучение: феномена учебной лени, а также личностного ресурса, включая оценку отношения значимых взрослых и одноклассников. Методы математической статистики: коэффициенты Альфа Кронбаха и r-Спирмена.

Результаты исследования. Методика «Учебная лень или, Причины нежелания учиться» была апробирована на 269 учащихся 8-11-х классов; вторая методика «Личностный ресурс становления субъектности» прошла апробацию на 402 учащихся 7-11 классов. В предлагаемой статье используются результаты третьего блока – оценка школьниками отношения значимых взрослых и одноклассников. Результаты корреляционного анализа показывают наличие статистически значимых связей между выделенными причинами учебной лени и характером оценки удовлетворенности отношениями со значимыми людьми, а именно: неудовлетворенность отношением учителей (-0,508), с родителями (-0,467); плохое самочувствие школьника в школе (-0,401) и в семье (-0,414); низкий уровень понимание смысла школьной учебы (-0,302) и в семье (-0,376) при уровне значимости р <0,001.

Обсуждение результатов и заключение. Предположение о том, что феномен учебной лени и оценка школьниками значимых отношений могут рассматриваться, как связанные явления, подтвердилась. Выявлено, что удовлетворенность отношением значимых взрослых будет способствовать активности школьника в учебной деятельности. Методика «Учебная лень, или Причины нежелания учиться» может рассматриваться как инструмент организации коррекционного психологического пространства в области оптимизации учебной деятельности школьников.

Ключевые слова: экопсихологический подход к пониманию развития психики, учебная активность старшеклассников, феномен учебной лени, удовлетворенность отношением значимых взрослых и одноклассников

Ссылка для цитирования: Суннатова Р. И. Феномен учебной лени старшеклассников и удовлетворенность отношением значимых близких // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 410-425. doi: 10.32744/pse.2022.1.26

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Суннатова Рано Иззатовна (Россия, Москва) - Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник. Психологический институт Российской Академии Образования. E-mail: sunrano@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7642-9941. Scopus Author ID: 57216300780. ReseacherID: AAG-1393-2021

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: