Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов (на примере федеральных округов Российской Федерации)

Сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов (на примере федеральных округов Российской Федерации)

Введение. Педагогическая потребность, обусловленная миграционной ситуацией в стране, актуализирует необходимость исследований, связанных со спецификой языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов в регионах. Цель исследования – выявление достоверно значимых различий в специфике проблем образовательной среды детей мигрантов в федеральных округах РФ.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие 8864 педагогов (для контент-анализа отобраны 4026 респондента), работающих в поликультурных классах из 8 федеральных округов. В исследовании использовались метод контент-анализа, опросные методы и методы математико-статистической обработки (описательные методы, кластерный анализ, критерий Краскела-Уоллиса).

Результаты исследования. Выявлены особенности в обеспеченности образовательного процесса детей мигрантов в разных федеральных округах РФ: наибольшее внимание проблеме уделяется в СКФО (64%) и УФО (67%). Представления педагогов об основных трудностях, с которыми они сталкиваются при обучении детей мигрантов, делятся на два кластера: «Коммуникативные трудности детей-мигрантов, сложности в освоении нового языка» (66,9% респондентов) и «Социально-культурные особенности системы образования детей мигрантов», включающий семь подкластеров, по которым при сравнении были выявлены достоверно значимые различия в разных ФО: трудности во взаимодействии с родителями наиболее актуальны в УФО (p=0.001) и СФО (p=0.001), организационно-методические проблемы – в СЗФО (p=0.034) и УФО (p=0.034), проблемы с освоением образовательной программы – в ЦФО (p=0.001), ПФО (p=0.001) и УФО (p=0.001), сложности социально-культурной интеграции – в ЦФО (p=0.001) и ДВФО (p=0.001), сложности социально-психологической адаптации – в ЦФО (p=0.01), ПФО (p=0.01) и ДВФО (p=0.01).

Заключение. Существуют различия в проблемном поле социокультурной адаптации детей мигрантов в федеральных округах РФ: в научно-методической обеспеченности образовательного процесса, в основных трудностях, возникающих при социокультурной адаптации детей мигрантов. К основным трудностям относятся: коммуникативные трудности детей мигрантов, во взаимодействии педагога с родителями, организационно-методические проблемы, проблемы с освоением образовательной программы, сложности социокультурной интеграции, сложности социопсихологической адаптации. Полученные данные могут использоваться при психологическом сопровождении и научно-методическом обеспечении образовательного процесса детей мигрантов с целью диагностики и профилактики социокультурной адаптации.

Ключевые слова: образование детей мигрантов, социокультурная адаптация, социокультурная интеграция, поликультурные классы, социопсихологическая адаптация

Ссылка для цитирования: Хамраева Е. А., Алексинская А. Ю., Андреюшина Е. А., Новикова П. В., Обласова А. В., Углова А. Б. Сравнительный анализ проблем и ресурсов в системе образования детей мигрантов (на примере федеральных округов Российской Федерации) // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 643-664. doi: 10.32744/pse.2022.1.41

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Хамраева Елизавета Александровна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: elizaveta.hamraeva@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-8551-5462

Алексинская Анастасия Юрьевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Младший научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: alexnastja2014@gmail.com. ORCID ID: 0000-0003-0380-1914

Андреюшина Елизавета Александровна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: elizabet-bess@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-5835-2525. Scopus Author ID: 55933321700. ReseacherID: K-3410-2018

Новикова Полина Васильевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Младший научный сотрудник Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». E-mail: polinovik@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-1606-6018

Обласова Анна Васильевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Директор Межвузовского центра билингвального и поликультурного образования, ассистент кафедры дошкольной педагогики. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: klimanova_av@mail.ru. ReseacherID: AAE-2624-2019

Углова Анна Борисовна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: anna.uglova@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-8072-0539. Scopus Author ID: 57214242796. ReseacherID: E-4061-2017

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: