Введение. В связи с неуклонным ростом в мире числа внедрения различного рода образовательных приложений на основе дополненной реальности (AR) и публикаций об их эффективности по отношению к успеваемости обучающихся, нарастает необходимость экспериментальных исследований в этой сфере. Педагогическая экспертиза AR-пособий затруднена отсутствием эмпирических данных, позволяющих оценить действительную результативность применения инновационных средств в обучении. Цель исследования – оценка эффективности применения пособий с дополненной реальностью для формирования изобразительных умений.
Материалы и методы. Исследование было организовано по типу пилотажного эксперимента: контрольная группа училась рисовать набросок фигуры тигра при помощи срисовывания с напечатанного на бумаге поэтапного руководства выполнения наброска, а экспериментальная группа выполняла его при помощи авторского маркерного AR-приложения.
В качестве результатов обучения рассматривались качество выполненных набросков (актуальных и отсроченных на неделю), уровни субъективно воспринимаемых утомления и когнитивной нагрузки. Оценка качества набросков производилась экспертом, имеющим художественное образование. Уровни утомления и когнитивной нагрузки оценивались при помощи самооценочных шкал. Первичные результаты анализировались при помощи t-критерия Стьюдента и парного T-критерия Стьюдента. Оценка надежности самооценочных шкал производилась при помощи коэффициента альфа Кронбаха. В эксперименте приняло участие 38 студентов педагогического бакалавриата.
Результаты исследования. Полученные результаты обнаружили равнозначность набросков фигуры животного выполненных при помощи AR-пособия и бумажного руководства. Выяснилось также, что уровни субъективно воспринимаемого утомления, внутренней и внешней когнитивной нагрузки оказались сопоставимыми в обеих группах, но релевантная нагрузка была выше в группе, использующей AR-пособие (p=0,004).
Заключение. Полученные в исследовании результаты вносят вклад в разработку экспертных критериев для оценки учебных пособий с использованием технологии дополненной реальности. К таким критериям уже сейчас можно отнести наличие эквивалентности, а еще лучше – прироста учебной успешности обучающихся по сравнению с другими средствами и методами обучения, а также – снижение посторонней и увеличение релевантной когнитивных нагрузок.
Ключевые слова: дополненная реальность, образовательные технологии, экспериментальный метод, обучение, успеваемость, изобразительное умение, когнитивная нагрузка, утомляемость, стиль обучения
Ссылка для цитирования: Гаврилова Т. А., Бажина П. С., Куприенко А. А., Фисун Т. В. Эффективность использования AR-помощника для формирования изобразительного умения // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 561-576. doi: 10.32744/pse.2022.1.36

Информация об авторах:
Гаврилова Татьяна Александровна (Россия, Владивосток) - Доцент, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией цифровой педагогики. Дальневосточный федеральный университет. E-mail: gavrilova.ta@dvfu.ru. ORCID ID: 0000-0002-7265-579X. Researcher ID: N-3260-2013. Scopus Author ID: 7006541928 Бажина Полина Сергеевна (Россия, Владивосток) - Кандидат педагогических наук, научный сотрудник лаборатории цифровой педагогики. Дальневосточный федеральный университет. E-mail: bazhina.ps@dvfu.ru. ORCID ID: 0000-0002-7273-0702. ResearcherID: S-5972-2018. Scopus Author ID: 57216184928 Куприенко Александр Анатольевич (Россия, Владивосток) - Лаборант-исследователь лаборатории цифровой педагогики. Дальневосточный федеральный университет. E-mail: kuprienko.aa@dvfu.ru. ResearcherID: U-7221-2018. Scopus Author ID: 56071073700 Фисун Татьяна Витальевна (Россия, Владивосток) - Лаборант-исследователь лаборатории цифровой педагогики. Дальневосточный федеральный университет. E-mail: fisun.tv@soe.dvfu.ru