Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Отбор и организация речевого материала для обучения студентов языкового факультета иноязычному говорению. Часть 2

Отбор и организация речевого материала для обучения студентов языкового факультета иноязычному говорению. Часть 2

Проблема исследования. Социальный заказ современного общества требует от лингвистических факультетов и университетов создания наиболее благоприятных условий для обучения студентов устной продуктивной иноязычной речи с целью формирования их универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Проблема исследования связана с решением вопросов отбора и организации речевого материала, адекватного задачам обучения говорению на языковом факультете для обеспечения межличностного, межкультурного и профессионального взаимодействия студентов.

Методы исследования. Опытно-экспериментальная работа по обучению студентов иноязычному говорению на основе предложенных в статье принципов отбора и организации речевого материала проводилась на факультете лингвистики Вятского государственного университета (32 студента 1-го курса по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность «Английский язык, немецкий язык»). Разработанные количественные и качественные критерии оценивания монологических и диалогических высказываний студентов нашли отражение в подсистеме информативно-аналитических условно-речевых, а также речевых упражнений по управляемому использованию материалов учебных разговорных текстов, по работе с диалогами-моделями, для обучения подготовленной и неподготовленной устной речи.

Результаты исследования. Представлена система частных методических принципов: отбора речевого материала: соответствия виду иноязычной речевой деятельности (говорению), доступности и посильности, соответствия интересам и потребностям обучающихся, аутентичности, новизны, культурологической направленности; организации речевого материала: сравнительно-сопоставительный, личностной, субъектной и индивидной индивидуализации, проблемно-информационной адекватности и достаточности содержания. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что показатели владения иноязычной монологической речью (1-й цикл) выросли у 56 % обучающихся; диалогической речью (2-й цикл) – у 66 %. Расчёт G-критерия знаков выявил, что по завершении 1-го цикла Gэмп. ≤ Gкр. (0 ≤ 5); по завершении 2-го цикла Gэмп. ≤ Gкр. (0 ≤ 6). Это свидетельствуют о том, что сдвиг в типичную сторону в нашем не случаен, и с достоверностью 95 % можно констатировать, что он объясняется проведением опытно-экспериментальной работы.

Заключение. Доказано, что учёт предложенных принципов повышает качество обучения устному продуктивному виду иноязычной речевой деятельности и способствует формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: языковой факультет, иноязычное говорение, речевой материал, типология, отбор и организация, продукт

Ссылка для цитирования: Татаринова М. Н., Гуляева В. С., Груба Н. А., Кирилловых А. А. Отбор и организация речевого материала для обучения студентов языкового факультета иноязычному говорению. Часть 2 // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 200-220. doi: 10.32744/pse.2022.1.13

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Татаринова Майя Николаевна (Россия, Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам. Вятский государственный университет. E-mail: mayya.tatarinova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1593-8213. Scopus Author ID: 57103791200

Гуляева Валентина Семёновна (Россия, Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам. Вятский государственный университет. E-mail: tvilgu12@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-6904-531X. Scopus Author ID: 57189647601

Груба Наталья Александровна (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, теории и практики перевода. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва. E-mail: ngruba@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9435-3007. Scopus Author ID: 57194560372

Кирилловых Александра Александровна (Россия, Киров) - Преподаватель кафедры иностранных языков. Кировский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: a.bezdenezhnyx@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-3066-5316. Scopus Author ID: 57210578881

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: