Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Неформальные и информальные практики для современных образовательных организаций: опыт обучающих практик в сообществе граффити

Неформальные и информальные практики для современных образовательных организаций: опыт обучающих практик в сообществе граффити

Введение. В работе образовательных организаций всего мира на сегодняшний день наряду с формальным образованием все более востребованными становятся неформальная и информальная формы образовательной деятельности. Эти две формы усиливают практикоориентированную составляющую в процессе обучения и доказывают свою эффективность в системе архитектурного и педагогического образования, подготовки программистов, в образовательных экологических проектах, в работе с больными с синдромом Ретта и других областях образования.

Однако, для их эффективного системного использования в институциональном образовании механизмы реализации данных форм требуют более глубокого исследования, анализа успешной практики в разных средах. Цель работы – выявление факторов привлекательности и причин эффективности информальных и неформальных практик обучения в сообществе граффити, где они являются ключевыми и задают логику обучения, обеспечивают функционирование и культурное воспроизводство.

Материалы и методы. В исследовании использованы качественные методы: полуструктурированое интервью с представителями субкультуры граффити Самары и Екатеринбурга (n=34, от 18 до 30 лет), а также включенное онлайн-наблюдение в сообществах граффити (n=7). Временной диапазон 2017-2021.

Результаты исследования. Типология обучающих практик в граффити, включает самообучение и обучение в коммуникации (подтипы: событийные и несобытийные практики; обучение «равный — равному» и «мастер — ученику»). Выявлены особенности организации обучения: «горизонтальный характер» системы обучения; индивидуализм образовательных траекторий; популярность наставничества; создание ситуаций для взаимного признания достижений; связь процесса обучения, как с получением знаний, так и с яркими переживаниями («погоня» за адреналином); особый формат обучающих материалов; мотивы соревновательности; устойчивость при отсутствии внешнего регулирования и др.

Выводы. На основании результатов выделены рекомендации для организации не- и информальных форм обучения в системе институционального образования: создание целостного коммуникационного образовательного пространства; использование «горизонтальной» логики вместо иерархической в процессе образовательной коммуникации, обращение к парадигме «равный – равному»; привлечение учащихся к экспертной деятельности; применение краудсорсинга в практике создания обучающего контента и его оценке и др.

Ключевые слова: обучение, информальное обучение, неформальное обучение, граффити, вандализм, профилактика вандализма, проблемы обучения

Ссылка для цитирования: Симонова И. А., Кузовенкова Ю. А. Неформальные и информальные практики для современных образовательных организаций: опыт обучающих практик в сообществе граффити // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 61-76. doi: 10.32744/pse.2022.1.4

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Симонова Ирина Александровна (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: luboe05@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-8669-6376. Scopus Author ID: 57202913263. ReseacherID: O-1162-2016

Кузовенкова Юлия Александровна (Россия, Екатеринбург) - Доцент, кандидат культурологии, аналитик отдела развития научных исследований. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: mirta-80@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-0085-6103. Scopus Author ID: 57208755969

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: