Перспективы науки и образования

Главная » Общие вопросы образования » Опыт применения этнопедагогики в субъектах Российской Федерации

Опыт применения этнопедагогики в субъектах Российской Федерации

Проблема и цель. В многонациональном пространстве России имеется обширный опыт в сфере этнопедагогики, но отсутствуют исследования, изучающие этот опыт, отслеживающие причины недостаточности его широкого применения. Ослабляется влияние традиций на воспитание и обучение детей, искажается глубинный смысл этнопедагогических методов и приемов воспитания. Цель статьи – описание процесса и результатов изучения опыта и роли этнопедагогики в системе российского общего образования.

Методы исследования. В анкетировании приняли участие 994 человека из субъектов Российской Федерации: Вологодская, Курганская, Московская области, Республики: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Северная Осетия – Алания, Татарстан, Чеченская и Чувашская.

Результаты. Педагоги понимают, что знание традиций своего народа будет способствовать развитию межкультурного диалога (99,09%); считают, что этническая составляющая должна входить в образовательную программу начального образования (63,88%), осознают значение межкультурного диалога в образовании (30,48%). Затруднения вызвал вопрос о базовых ценностях культуры своего народа. Среди этнокультурных национальных традиций названы праздники (74,95%). Опрошенным (96,28%) нравится участвовать в мероприятиях, относящихся к традиционной культуре. Важным транслировать народные традиции считают 99,3% педагогов. Наиболее часто используемые этнопедагогические средства: произведения устного народного творчества (94,54%), музыкальный фольклор (58,15%), трудовая деятельность (41,05%), народные подвижные игры (54,23%). Постоянно используют этнопедагогические средства – 17,71%, часто – 41,95%, «время от времени» – 35,01%. О наличии национальной одежды сообщили 54,73% педагогов. Очень хорошо ориентируются в этнокультуре региона 15,09%, в целом хорошо – 43,56%, «иногда есть сложности» у 39,74%.

Заключение. Причины недостаточного применения этнопедагогических средств, по словам педагогов: отсутствие соответствующей системы повышения квалификации, недостаточность времени. Мероприятия, способствующие развитию этнокультурной компетентности: мастер-классы, этнографические квесты, образовательный туризм, исторические реконструкции, взаимодействие с учреждениями культуры, конкурсы профессионального мастерства, педагогические проекты и самообразование. В целом, у педагогов зафиксировано позитивное отношение к этнопедагогике, желание ее изучать и транслировать этнопедагогические ценности, но имеются затруднения в этой области, недостаточное понимание важности сохранения диалога культур в процессе образования.

Ключевые слова: этнопедагогика, начальное образование, этнопедагогизация образования, межкультурный диалог, этнопедагогические средства

Ссылка для цитирования: Крежевских О. В., Каратаева Н. А. Опыт применения этнопедагогики в субъектах Российской Федерации // Перспективы науки и образования. 2022. № 1 (55). С. 77-94. doi: 10.32744/pse.2022.1.5

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Крежевских Ольга Валерьевна (Россия, Шадринск) - Доцент, кандидат педагогических наук, директор Института психологии и педагогики. Шадринский государственный педагогический университет. E-mail: MailOlga84@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2227-4702. ReseacherID: ABF-4845-2020. Scopus Author ID: 57207945765

Каратаева Наталья Александровна (Россия, Шадринск) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой дошкольного и социального образования Института психологии и педагогики. Шадринский государственный педагогический университет. E-mail: natalya_karataeva73@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-4210-8883

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: