Актуальность. В настоящее время наиболее востребованным механизмом государственного управления в сфере образования признана оценка качества предоставляемых пользователям образовательных услуг, важной составной частью которой является независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности. Важный вклад в развитие механизмов независимой оценки качества условия образовательной деятельности (НОКО) может внести использование методологии ECSI, основанной на моделировании структурными уравнениями (SEM).
Цель статьи – исследование возможностей применения метода статистического анализа данных для независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в процессе уточнения и подтверждения результатов мониторинговых исследований в образовании.
Материалы и методы. Метод моделирования структурными уравнениями использовался для исследования данных, полученных в 1143 образовательных организаций Свердловской области (Российская Федерация), расположенные в 30 муниципальных районах, 25 городах, 4 закрытых административно-территориальных образованиях. Генеральная совокупность респондентов, отобранных для НОКО, составила 350950 чел., в том числе родители (законные представители) – 298485 (85 %) и обучающиеся старше 14 лет – 52465 (15%) человек.
Результаты исследования. Разработана оригинальная методика статистического анализа данных независимой оценки качества образования. Методом моделирования структурными уравнениями выявлены статистически значимые связи показателей с интегральными критериями структурных SEM-моделей НОКО. В частности, структурная SEM-модель НОКО имеет единственное отрицательное значение коэффициент регрессии r=-1,32 для показателя «Наличие на официальном сайте организации в сети Интернет сведений о педагогических работниках организации», а структурная SEM-модель критерия НОКО «Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность» обнаружила наименьшее значение коэффициент регрессии r=0,36 для показателя «Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов». Эти результаты статистического анализа НОКО позволяют определить направления для улучшения образовательной и управленческой практики в регионе.
Заключение. Разработанная оригинальная методика может быть использована для уточнения и подтверждения результатов мониторинговых исследований в области независимой оценки качества условий осуществления образовательной деятельности в регионах, особенно в случаях возникновения вопросов к результатам проведенных исследований и получения спорных результатов.
Ключевые слова: методология ECSI, моделирование методом структурных уравнений (SEM), независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности, образовательные системы, статистика образования, управление образованием
Ссылка для цитирования: Чикова О. А., Давыдова Н. Н., Симонова А. А. Независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности региона: статистический анализ результатов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 606-620. doi: 10.32744/pse.2021.6.40

Информация об авторах:
Чикова Ольга Анатольевна (Россия, г. Екатеринбург) - Доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: chik63@mail.ru Давыдова Наталия Николаевна (Россия, г. Екатеринбург) - Доцент, кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник научно-образовательного центра инновационной деятельности. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: edscience@mail.ru Симонова Алевтина Александровна (Россия, г. Екатеринбург) - Профессор, доктор педагогических наук, директор научно-образовательного центра инновационной деятельности. Уральский государственный педагогический университет. E-mail: simonova@uspu.me