Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Изучение потенциала городских профессиональных сообществ в области инженерно-технологического образования школьников

Изучение потенциала городских профессиональных сообществ в области инженерно-технологического образования школьников

Введение. Достижение стратегических целей научно-технологического развития, соответствующих современному технологическому укладу, невозможно без повышения конкурентоспособности системы образования, которая обеспечивается за счет новых моделей непрерывного профессионального образования школьных педагогов инженерно-технологического профиля, среди которых все чаще используют городские образовательные форматы, а также сообщества практиков, построенные вокруг групп мастеров и опирающихся на сотворчество, передачу опыта и технологий.

Цель – оценить потенциал городских профессиональных сообществ и условия становления экосистемы неформального педагогического образования в области инженерно-технологического образования школьников.

Материалы и методы. Для исследования структуры профессиональных связей городской сети педагогов инженерно-технологического образования школьников конструирование выборки осуществлялось методом «снежного кома». Использовался контент-анализ полуструктурированного интервью по выявлению профессиональных ролей и профессиональных связей, оценки плотности сетей по методике сетевого анализа образовательной организации по К. Ушакову.

Результаты. На основе полуструктурированного интервью работающих педагогов инженерно-технологического образования выявлены связи между принимаемыми ролями (преподаватель, наставник, эксперт) и плотностью сети, обнаружен большой потенциал развития сети: (84% новых связей можно еще образовать, 53% участников готовы освоить новые роли). Ведущими ролями лидеров, “узлов сети”, являются “эксперт” и “наставник”. Авторами выделены характеристики городских форматов взаимодействия педагогов, усиливающие социальный капитал территории: со-бытийный формат, гетерогенность состава участников, опора на опыт и учет притязаний на занятие ролей, распределенное лидерство, сопровождение профессиональной рефлексии, совместное проектирование событий.

Практическая значимость. Приведенный способ оценки социального капитала территории на примере сети неформального образования педагогов инженерно-технологического образования может быть использован в управлении локальными образовательными экосистемами.

Ключевые слова: профессиональное сообщество, образовательная экосистема, инженерно-технологическое образование, со-бытийная общность, сеть, социальный капитал

Ссылка для цитирования: Бочарова Ю. Ю., Багачук А. В., Сергеева П. А. Изучение потенциала городских профессиональных сообществ в области инженерно-технологического образования школьников // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 576-591. doi: 10.32744/pse.2021.6.38

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бочарова Юлия Юрьевна (Россия, г. Красноярск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. E-mail: bjulija1305@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-8626-7977. Scopus ID: 57204799100

Багачук Анна Владимировна (Россия, г. Красноярск) - Доцент, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и методики обучения математике. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. E-mail: bagachuk@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6412-223X. Scopus ID: 57204799100

Сергеева Полина Александровна (Россия, г. Красноярск) - Учитель. Красноярская университетская гимназия №1 – Универс. E-mail: sergeeva@univers.su

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: