Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Оценка уровня научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования

Оценка уровня научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования

Введение. Педагогические вузы и институты развития образования (ИРО) имеют единое деятельностное пространство. Однако взаимодействие в научной сфере между этими образовательными организациями в настоящее время требует совершенствования, для чего необходима оценка текущего уровня взаимодействия.

Цель исследования – анализ уровня научного взаимодействия, существующего в настоящее время между педагогическими вузами и ИРО.

Материалы и методы. Оценка уровня взаимодействия между организациями осуществлялась в соответствии с моделью L. Borrell-Damian и др. по трем параметрам: 1) содержание совместной деятельности; 2) правовые аспекты взаимодействия; 3) основные формы коммуникаций.
В исследовании приняли участие ИРО и педагогические вузы, находящиеся в подчинении Министерства просвещения РФ из 46 регионов России (35 ИРО и 20 педагогических вузов), представители которых заполняли анкету с помощью Google Формы.

Результаты. Исследование показывает, что образовательные учреждения используют при научном взаимодействии, прежде всего, его краткосрочные варианты, среди которых наиболее часто указывались научно-практические конференции (70% педагогических вузов и 74,3% ИРО). Долгосрочные варианты научного взаимодействия используются значительно реже, чем краткосрочные (различия значимы для р≤0,0001, χ2ИРО=32,08, χ2педагогические вузы=21,54). На наличие договора о сетевом взаимодействии указали 45,7% представителей ИРО и 25% педагогических вузов. Вместе с тем на наличие в планах по научной работе совместных мероприятий указывает существенно большее число респондентов: 50% педагогических вузов и 68,6% ИРО. Основным вариантом коммуникации в научной сфере является неформальный, основанный на непосредственных личных связях (70% педагогических вузов и 77,1% ИРО). Формальные коммуникации встречаются в два раза реже, различия являются статистически значимыми (χ2ИРО=20,63, χ2педагогические вузы=14,4, р≤0,0001).

Заключение. Существующая система научного взаимодействия педагогических вузов и ИРО может быть отнесена к проектному уровню, поскольку построена на неформальных личных коммуникациях, ориентирована на отдельные научные проекты с ограниченными сроками реализации, которые реализуются с оформлением краткосрочных договоров. Повышение уровня партнерского взаимодействия до стратегического позволит увеличить производительность и эффективность научного партнёрства.

Ключевые слова: научное взаимодействие, кластер, педагогические вузы, институты развития образования (ИРО), модель взаимодействия

Ссылка для цитирования: Бакина А. В., Ситяева С. М., Яремчук С. В., Готнога А. В., Булавенко О. А. Оценка уровня научного взаимодействия педагогических вузов и институтов развития образования // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 621-634. doi: 10.32744/pse.2021.6.41

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Бакина Анна Владимировна (Россия, Комсомольск-на-Амуре) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. E-mail: bakina_anna@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6772-3743. ReseacherID: AAI-1917-2020

Ситяева Снежана Михайловна (Россия, Комсомольск-на-Амуре) - Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры психологии образования. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. E-mail: snejana-reg27@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9412-5215. ReseacherID: AAI-1883-2020

Яремчук Светлана Владимировна (Россия, Комсомольск-на-Амуре) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. E-mail: svj@rambler.ru. ORCID ID: 0000-0003-1036-6826. Scopus Author ID: 56111955900. ReseacherID: A-3599-2017

Готнога Александр Васильевич (Россия, Комсомольск-на-Амуре) - Доцент, доктор философских наук, исполняющий обязанности проректора по научной работе. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. E-mail: gotnoga@list.ru. ORCID ID: 0000-0003-0047-9966. ReseacherID: AAF-7492-2021

Булавенко Олег Анатольевич (Россия, Комсомольск-на-Амуре) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики профессионального образования. Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет. E-mail: o-bul@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-0128-2287

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: