Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов

Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов

Введение. В современной образовательной среде информатизация процесса обучения изменяет процесс развития и социализации школьников. Повсеместное внедрение информационных технологий оказывает как конструктивное, так и деструктивное влияние на становление молодежи. Это актуализирует необходимость исследований внутреннего мира учащихся, которые испытывают на себе влияние негативных последствий чрезмерной вовлеченности в интернет-среду для создания современной системы психолого-педагогического сопровождения.

Цель исследования: изучение влияния особенностей личностной зрелости на формирование проблемного использования интернета учащихся старших классов.

Материалы и методы. Исследование проблемного использования интернета проводилось с помощью теста CIAS (шкала интернет зависимости Чена, в адаптации В. Л. Малыгина, К. А. Феклисова). Для исследования личностных особенностей использовались: шкала самооценки личностной зрелости (А.В. Микляева); тест жизнестойкости (С. Мадди в адаптации Д. Леонтьева); шкала социализации (Калифорнийский психологический опросник); модифицированная методика «Кто Я» М. Куна, Т. Мак-Партленда. Выборку составили 1031 человека (669 девушек и 362 юноши), в возрасте от 14 лет до 18 лет. Методы математической статистики: критерий H-Крускела-Уоллиса, регрессионный анализ.

Результаты исследования. Были выявлены достоверно значимые различия по целому ряду компонентов личностной зрелости у подростков с разным уровнем вовлеченности в интернет-среду. У учащихся старших классов с нормативным использованием интернета достоверно выше уровень успеваемости (H=12,35, р=0,0021), личностной зрелости (H=24,81, р=0,0001), рефлексивной зрелости (Н=76,26, р=0,0001), социализации (Н=138,43, р=0,0001), самооценки желания взрослеть (Н=7,25, р=0,0266). У учащихся с проблемным использование интернета достоверно чаще высокие показатели жизнестойкости (Н=225,5, р=0,0001), вовлеченности (Н=181,11, р=0,0001), контроля (Н=172,38, р=0,0001), принятия риска (Н=199,62, р=0,0001). Были выделены предикторы формирования проблемного использования интернета у учащихся старшей школы: рефлексивная зрелость (b=-0,573, р=0,000008), регуляторная зрелость (b=0,387, р=0,0059), уровень социализации (b=-0,407, р=0,000006) и жизнестойкость (b=0,821, р=0,000001).

Заключение. Получен ряд новых данных, выявляющих личностные особенности подростков с разным уровнем вовлеченности в интернет-среду. Определена роль особенностей личностной зрелости и жизнестойкости при фактическом определении индекса интернет-аддикции CIAS. Полученные данные могут использоваться при психологическом сопровождении старшеклассников с целью диагностики и профилактики проблемного использования интернета.

Ключевые слова: проблемное использование интернета, интернет-аддикция, личностная зрелость, жизнестойкость, подростковый возраст

Ссылка для цитирования: Богдановская И. М., Королева Н. Н., Углова А. Б., Петрова Ю. В. Роль личностных особенностей в формировании проблемного использования интернета у учащихся старших классов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 271-284. doi: 10.32744/pse.2021.6.18

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Богдановская Ирина Марковна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: ibogdanovs@herzen.spb.ru. ORCID ID: 0000-0001-7303-615X. Scopus Author ID: 57192820293. ReseacherID: D-8804-2017

Королева Наталья Николаевна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой психологии профессиональной деятельности
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: korolevanatalya@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-4399-6330. Scopus Author ID: 56661930800. ReseacherID: D-9910-2017

Углова Анна Борисовна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: anna.uglova@list.ru. ORCID ID: 0000-0002-8072-0539. Scopus Author ID: 57214242796. ReseacherID: E-4061-2017

Петрова Юлия Валентиновна (Россия, г. Санкт-Петербург) - Младший научный сотрудник института психологии. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. E-mail: julia_rus@inbox.ru. ORCID ID: 0000-0001-5495-9100

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: