Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Отбор и организация речевого материала для обучения студентов языкового факультета иноязычному говорению. Часть 1

Отбор и организация речевого материала для обучения студентов языкового факультета иноязычному говорению. Часть 1

Проблема исследования. Социальный заказ современного общества требует от лингвистических факультетов и университетов создания наиболее благоприятных условий для обучения студентов устной продуктивной иноязычной речи с целью формирования их универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Проблема исследования связана с решением вопросов отбора и организации речевого материала, адекватного задачам обучения говорению на языковом факультете для обеспечения межличностного, межкультурного и профессионального взаимодействия студентов.

Методы исследования. Опытно-экспериментальная работа по обучению студентов иноязычному говорению на основе предложенных в статье принципов отбора и организации речевого материала проводилась на факультете лингвистики Вятского государственного университета (32 студента 1-го курса по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями), направленность «Английский язык, немецкий язык»). Разработаны количественные и качественные критерии оценивания монологических и диалогических высказываний студентов. Критерии нашли отражение в подсистеме информативно-аналитических условно-речевых, а также речевых упражнений по управляемому использованию материалов учебных разговорных текстов, по работе с диалогами-моделями, для обучения подготовленной и неподготовленной устной речи.

Результаты исследования. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют, что показатели владения иноязычной монологической речью (1-й цикл) выросли у 56 % обучающихся; диалогической речью (2-й цикл) – у 66 %. Расчёт G-критерия знаков выявил, что по завершении 1-го цикла Gэмп. ≤ Gкр. (0 ≤ 5); по завершении 2-го цикла Gэмп. ≤ Gкр. (0 ≤ 6). Это свидетельствуют о том, что сдвиг в типичную сторону в нашем не случаен, и с достоверностью 95 % можно констатировать, что он объясняется проведением опытно-экспериментальной работы.

Выводы. Цель статьи достигнута. В ней представлена типология речевого материала для обучения иноязычному говорению на языковом факультете университета; принципы и продукты его отбора и организации. Доказано, что учёт предложенных принципов повышает качество обучения устному продуктивному виду иноязычной речевой деятельности и способствует формированию универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: языковой факультет, иноязычное говорение, речевой материал, типология, отбор и организация, продукт

Ссылка для цитирования: Татаринова М. Н., Черемисинова Р. А., Груба Н. А., Хеберляйн Ф. А. Отбор и организация речевого материала для обучения студентов языкового факультета иноязычному говорению. Часть 1 // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 226-241. doi: 10.32744/pse.2021.6.15

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Татаринова Майя Николаевна (Россия, Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам. Вятский государственный университет. E-mail: mayya.tatarinova@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1593-8213. Scopus Author ID: 57103791200

Черемисинова Римма Анатольевна (Россия, Киров) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и методики обучения иностранным языкам. Вятский государственный университет. E-mail: rimmochka.12@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-2434-7629. Scopus Author ID: 57199327891

Груба Наталья Александровна (Россия, Красноярск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики, теории и практики перевода. Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнёва. E-mail: ngruba@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0001-9435-3007. Scopus Author ID: 57194560372

Хеберляйн Франк Александр (Россия, Архангельск) - Старший преподаватель кафедры немецкой и французской филологии. Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова. E-mail: heberleinfrank@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9568-4577. Scopus Author ID: 57216298487

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: