Введение. Актуальность темы статьи обусловлена качественным изменением организационно-методического обеспечения высшего образования на уровне магистратуры в свете требований ЮНЕСКО к устойчивому развитию современного образования. Практика преподавания иностранных языков (ИЯ) показывает, что интенсивное применение электронных средств обучения требует разработки системы заданий для эффективной языковой подготовки. Цель статьи – разработать систему заданий по развитию иноязычной коммуникативной компетенции магистрантов и доказать ее эффективность в практике обучения.
Материалы и методы. Опытное обучение осуществлено на базе ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» (N=90) и ФГБОУ ВО «Арктический государственный агротехнологический университет» (N=60) в течение одного учебного года. Занятия проводились как в очной форме, так и в дистанционной форме с помощью платформы Zoom и виртуальной обучающей среды Moodle. Была проведена входная и итоговая диагностика уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции по всем видам речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо). Результаты опытного обучения были обработаны методом математической статистики (t-критерий Стьюдента).
Результаты исследования. Полученные результаты констатирующего этапа позволили определить направления обучения ИЯ магистрантов с целью развития иноязычной коммуникативной компетенции: 1) модернизация содержания обучения (обновление рабочей программы дисциплины); 2) разработка системы заданий для организации дистанционного обучения (обновление учебно-методического комплекса дисциплины). Результаты итогового тестирования свидетельствуют о достижении высокого уровня сформированности иноязычной коммуникативной компетенции в конце опытного обучения: 1) среднее значение по аудированию, говорению и письму повысилось в 1,5 раза при уровне значимости p≤0.01; 2) среднее значение по чтению повысилось в 2,5 раза при уровне значимости p≤0.01.
Ключевые слова: компетентностный подход, коммуникативный подход, компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция, магистратура, неязыковой вуз, речевая деятельность
Ссылка для цитирования: Сидорова Л. В., Тимофеева Е. К., Жондоров П. Н. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции у магистрантов неязыковых вузов // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 242-256. doi: 10.32744/pse.2021.6.16

Информация об авторах:
Сидорова Людмила Владимировна (Россия, г. Якутск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Иностранные языки по техническим и естественным специальностям». Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. E-mail: lv.sidorova@s-vfu.ru. ORCID ID: 0000-0003-3298-8204 Тимофеева Елена Карловна (Россия, г. Якутск) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Библиотечно-информационная деятельность и гуманитарные дисциплины». Арктический государственный институт культуры и искусств. E-mail: timel65@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1437-6768 Жондоров Петр Николаевич (Россия, г. Якутск) - Кандидат философских наук, доцент кафедры «Социально-гуманитарные дисциплины». Арктический государственный агротехнологический университет. E-mail: jondpetr2021@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-3277-4281