Перспективы науки и образования

Главная » Методика преподавания отдельных предметов » Диагностика готовности учащихся старших классов к исследовательской деятельности по математике как этап проектирования гибридной интеллектуальной обучающей среды

Диагностика готовности учащихся старших классов к исследовательской деятельности по математике как этап проектирования гибридной интеллектуальной обучающей среды

Введение. Проблема совершенствования процесса организации и сопровождения проектно-исследовательской деятельности школьников посредством интеллектного управления является актуальной и далеко не решенной. Интеллектуальные системы способны обеспечить процессы самоорганизации личности и индивидуализации обучения, установления персонифицированной и компьютеризированной обратной связи когнитивных и творческих процессов в ходе освоения сложного математического знания.

Цель статьи – оценить готовность обучающегося к исследовательской деятельности в условиях проектирования гибридной интеллектуальной среды обучения.

Материалы и методы. Оценка готовности обучающегося к исследовательской деятельности в условиях применения гибридной интеллектуальной среды была осуществлена на выборке студентов 1-2 курсов СПО (n1=42) и обучающихся старших классов общеобразовательных школ (n2=35). Диагностика осуществлялась с применением теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра, опросника креативности Д. Джонсона, теста «Индивидуальные стили мышления» А. Алексеева, Л. Громовой, методики ценностных ориентаций М. Рокича, и др. Значимость различий устанавливалась посредством t-критерия Стьюдента, углового преобразования Фишера, χ2-критерия Пирсона.

Результаты исследования. Получены разносторонние оценки готовности обучающихся к исследовательской деятельности по математике на основе актуализации девяти персонализированных параметров научного потенциала, позволяющие предварительно задать рамки краевых условий с целью минимизации времени импринтинга гибридной интеллектуальной системы. По всем трем группам критериев установлены значимые различия по полу, например, по параметру «ценностные ориентации» (tэмп=2,26>tкр=2,02); по параметру «креативность» (χэмп2=6,02≥χкр2(0,05;2)=5,99). А также по типу учебного заведения, например, по параметру «мотивация достижения результата» (φэмп=0,186>φкр=1,64).

Заключение. Результаты исследования имеют практическую ценность, так как выступают технологической основой для установления границ и краевых условий наиболее значимых адаптивных параметров эффективности научного потенциала, выражающихся в реализации первого этапа специализированного веб-интерфейса с личным кабинетом учащегося.

Ключевые слова: готовность к исследовательской деятельности, диагностика, параметры научного потенциала, математическое образование, интеллектуальные системы

Ссылка для цитирования: Дворяткина С. Н., Меренкова В. С., Смирнов Е. И. Диагностика готовности учащихся старших классов к исследовательской деятельности по математике как этап проектирования гибридной интеллектуальной обучающей среды // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 192-210. doi: 10.32744/pse.2021.6.13

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Дворяткина Светлана Николаевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математики и методики ее преподавания
ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина». E-mail: sobdvor@yelets.lipetsk.ru. ORCID ID: 0000-0001-7823-7751. Scopus Author ID: 57193775897

Меренкова Вера Сергеевна (Российская Федерация, Елец) - Доцент, кандидат психологических, директор института психологии и педагогики. E-mail: krakovv@mail.ru. ORCID ID: 0000-0003-1550-3746

Смирнов Евгений Иванович (Российская Федерация, Ярославль) - Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой математического анализа, теории и методики обучения математики. Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского. E-mail: smiei@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8780-7186. Scopus Author ID: 55734369900

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: