Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя

Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя

Введение. В современных условиях актуализируется проблема определения критериев оценки эффективности деятельности классных руководителей, ввиду значимости воспитания и отсутствия единой методологии и методики оценивания эффективности деятельности классного руководителя. Цель исследования – разработка и обоснование критериальной базы оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Материалы и методы исследования. В анкетировании приняли участие 230 классных руководителей из образовательных организаций 7 субъектов Российской Федерации. Стаж 54% опрошенных составил более 20 лет, 30% от 11 до 20 лет, у 16% менее 10 лет. Методы: ключевыми теоретическими методами стали системный анализ, синтез и обобщение научной литературы по проблеме разработки критериев и показателей эффективности деятельности классного руководителя, моделирование критериальной базы оценки. В качестве основных эмпирических методов были использованы анкетирование классных руководителей, метод наблюдения, экспертиза разработанной критериальной базы.

Результаты исследования. На основе отобранных теоретико-методологических оснований была разработана критериальная база оценки эффективности деятельности классного руководителя, структурированная по трём блокам: личностному, процессуальному и результативному. Для каждого блока были отобраны критерии и показатели эффективности с учётом ключевых инвариантных направлений деятельности классного руководителя: работа с личностью обучающегося, классом, родителями, учителями-предметниками, социальными партнёрами.

В результате эмпирического исследования было установлено, что наиболее значимым в разработанной критериальной базе, по мнению 41% респондентов, является результативный блок, далее по важности следует процессуальный блок (39%), на третьей позиции – личностный блок (20%). Необходимость включения в каждый из блоков инвариантных направлений деятельности классного руководителя отметили 75% опрашиваемых. Результаты ранжирования критериев каждого блока по степени значимости показали, что для 67% опрашиваемых приоритетное место в процессуальном аспекте стал критерий «Организационно-фасилитирующая деятельность по воспитанию и социализации обучающихся во взаимодействии со всеми субъектами образовательного процесса» (КП-4), в личностном аспекте – 75% респондентов поставили на первое место критерий «Компетентность в области организационно-педагогического обеспечения воспитательного процесса» (КЛ-4). Ранжирование респондентами критериев результативного блока показало, что 72% и 87% классных руководителей ключевое место отвели критериям «уровень сплочённости классного коллектива, родителей, пелагического коллектива, уровень развития детско-взрослой общности» (КР-6) и «уровень сформированности опыта деятельности у обучающихся на основе системы ценностей гражданина России» (КР-7).

Выводы. Полученные результаты подтверждают значимость и необходимость создания критериальной базы, выступающей матрицей оценки эффективности деятельности классного руководителя. Составляющие её основу личностный процессуальный и результативный аспекты учитывают комплекс инвариантной деятельности классного руководителя. Дальнейшие исследования будут связаны с созданием методики оценки эффективности деятельности классного руководителя и автоматизацией этого процесса.

Ключевые слова: классный руководитель, деятельность классного руководителя, критерии эффективности, критериальная матричная модель оценки

Ссылка для цитирования: Николина В. В., Лощилова А. А., Аксёнов С. И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А. Критериальная база внутренней и внешней оценки эффективности деятельности классного руководителя // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 569-590. doi: 10.32744/pse.2021.5.39

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Николина Вера Викторовна (Россия, г. Нижний Новгород) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: vnikolina@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-3744-1446. Scopus Author ID: 57204900321. ReseacherID: AAY-1623-2020

Лощилова Анна Александровна (Россия, г. Нижний Новгород) - Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: annet_787@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6296-5516. Scopus Author ID: 57204900034. ReseacherID: I-5429-2018

Аксёнов Сергей Иванович (Россия, г. Нижний Новгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: aksen_82@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-6983-077X. Scopus Author ID: 56900926900. ReseacherID: K-1975-2017

Арифулина Рамиля Умяровна (Россия, г. Нижний Новгород) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: ramila77@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8127-2141. Scopus Author ID: 56901436800. ReseacherID: J-2134-2017

Катушенко Ольга Александровна (Россия, г. Нижний Новгород) - Аспирант кафедры общей и социальной педагогики, преподаватель кафедры общей и социальной педагогики. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. E-mail: olga.katushenko@yandex.ru. Scopus Author ID: 57222570427

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: