Перспективы науки и образования

Главная » Управление в образовании » Анализ внешнего контекста общеобразовательных организаций, значимо влияющего на образовательные результаты, в региональных системах управления образованием

Анализ внешнего контекста общеобразовательных организаций, значимо влияющего на образовательные результаты, в региональных системах управления образованием

Введение. Актуальность исследования обусловлена противоречием между наличием общих стратегических задач развития образования по обеспечению конкурентноспособности российских школьников в международных сопоставительных исследованиях и фактическом отсутствии механизма, позволяющего объективно оценивать различия образовательных организаций, обусловленных особенностями обучающегося контингента и характеристик территории, на которой они расположены.

Цель исследования – формирование перечня характеристик, согласованных с международными и российскими мониторинговыми исследованиями и формами статической отчетности, позволяющих выделить образовательные организации, функционирующие в различных социально-экономических условиях.

Материалы и методы. Исследование проводилось на базах данных результатов мониторинговых исследований и процедур оценки качества общего образования в Томской области. Для оценки статистической значимости различий в данных использовался непараметрический критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования. Сформирована информационная база, включающая агрегированные социально-экономические характеристики, соотнесенные с образовательными достижениями обучающегося контингента из 273-х организаций системы общего образования Томской области (данные 2019 г). Выявленные статистически значимые различия (p<0,001) между малокомплектными, сельскими и городскими общеобразовательными организациями позволят объективнее анализировать образовательные достижения отдельной образовательной организации, персонифицировано выявлять дефициты и эффективные практики управления, а также координировать социально-экономическую политику Томской области.

Обсуждение и заключение. Согласование перечня социально-экономических характеристик с международными исследованиями, инициируемыми организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), позволит региональным органам управления в сфере образования, вне зависимости от участия в международных сопоставительных исследованиях, осуществлять расчет количественного индекса, отражающего образовательные преимущества или недостатки, обусловленные внешними по отношению к образовательной организации факторами. Расчет индекса в российской практике является новой актуальной задачей и без специального программного инструментария сложна и ресурснозатратна.

Ключевые слова: эффективная модель управления образованием, социально-экономический статус образовательной организации, информационная поддержка управленческих решений

Ссылка для цитирования: Илюхин Б. В., Бенкс Е. А., Сербина Н. П., Гуслякова В. И. Анализ внешнего контекста общеобразовательных организаций, значимо влияющего на образовательные результаты, в региональных системах управления образованием // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 495-511. doi: 10.32744/pse.2021.5.34

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Илюхин Борис Валентинович (Россия, Москва) - Директор научно-исследовательского центра систем оценки и управления качества образованием. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: baruch371@gmail.com. ORCID ID: 0000-0002-9439-9942

Бенкс Елена Анатольевна (Россия, Москва) - Доцент, кандидат технических наук, старший научный сотрудник. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: benks-ea@ranepa.ru. ORCID ID: 0000-0002-4864-5006

Сербина Наталья Павловна (Россия, Москва) - Старший научный сотрудник. Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. E-mail: serbina-np@ranepa.ru. ORCID ID: 0000-0001-7100-7267

Гуслякова В. И. (Россия, Москва) - Федеральный институт развития образования. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: