Перспективы науки и образования

Главная » Переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров » Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций

Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций

Введение. Цифровая трансформация образовательного пространства повлекла за собой возникновение новой проблемной зоны, связанной с поиском решений, направленных на устранение имеющегося разрыва между темпами цифровизации общества и образования и подготовкой педагогов к работе в цифровой среде и в условиях цифровизации образовательного процесса.

Цель настоящей статьи – проведение мониторинга и анализ возможных рисков цифровой трансформации в системе общего образования.

Материалы и методы. В опросе приняло участие 122 педагога общеобразовательных организаций Краснодарского края (Российская Федерация). В ходе опроса учитывались характеристики респондентов: предмет, преподаваемый участником опроса; объём нагрузки участников опроса.

Результаты исследования. Исследование, направленное на определение возможных рисков цифровой трансформации в системе общего образования, показало, что значительное количество опрошенных отметило в качестве зон риска следующие факторы: технические условия труда педагогов (21,3% педагогов не обеспечены необходимым оборудованием), их неоднозначное отношение к дистанционному образованию (против 72,1% педагогов) и цифровой трансформации образования (против 29,5% педагогов), неполное представление о тенденциях развития современного образования, недостаточный уровень освоения информационно-коммуникационных технологий (более 55% педагогов владеют ИКТ на среднем или низком уровне). Обозначенные риски не в полной мере отражены в профессиональном стандарте педагога, что дает основание для его существенного пересмотра и обновления.

Обсуждение и заключение. По итогам проведённого опроса педагогов даны рекомендации по следующим направлениям: а) обеспечение субъектов образовательного процесса необходимым компьютерным и телекоммуникационным оборудованием с высокоскоростным доступом к сети Интернет; б) создание оптимальных условий труда педагогических работников, способствующих повышению профессиональных компетенций в условиях цифровизации; в) более широкое привлечение педагогов к разработке обучающих материалов, размещённых на российских образовательных онлайн-ресурсах; г) реализация просветительских и образовательных мероприятий среди педагогических работников, направленных на формирование представлений о направлениях, возможностях и перспективах цифровой трансформации общего образования, мышления современного педагога, осуществляющего свою деятельность в условиях цифровизации.

Ключевые слова: педагог, цифровая трансформация общего образования, цифровизация, риски цифровой трансформации образования, профессиональный стандарт педагога, дистанционное образование, информационно-коммуникационные технологии

Ссылка для цитирования: Галустов Р. А., Герлах И. В., Копченко И. Е., Спирина О. Н., Твелова И. А., Хлопкова В. М. Цифровая трансформация образования и анализ возможных рисков: результаты опроса педагогов общеобразовательных организаций // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 446-462. doi: 10.32744/pse.2021.5.31

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Галустов Роберт Амбарцумович (Россия, г. Армавир) - Профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: rgalustov@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-1325-4611. Scopus Author ID: 57188670757. ReseacherID: T-4218-2018

Герлах Ирина Витальевна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, научный сотрудник научно-исследовательского института развития образования. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: irina_gerlah@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-7123-9778. ReseacherID: AAX-1326-2021

Копченко Инна Евгеньевна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат исторических наук, директор научно-исследовательского института развития образования, доцент кафедры философии, права и социально-гуманитарных наук. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: niiro_agpu@mail.ru. ORCID ID: 0000-0001-9708-6434. Scopus Author ID: 57193109643

Спирина Ольга Николаевна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории, истории педагогики и образовательной практики, научный сотрудник научно-исследовательского института развития образования. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: spirinaolga77@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-5708-9670. Scopus Author ID: 57201882689

Твелова Ирина Александровна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, научный сотрудник научно-исследовательского института развития образования. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: tvelova.i@yandex.ru. ORCID ID: 0000-0002-1723-9048

Хлопкова Виктория Михайловна (Россия, г. Армавир) - Доцент, кандидат исторических наук, заместитель директора научно-исследовательского института развития образования по учебно-методической работе, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории. Армавирский государственный педагогический университет. E-mail: vikstorri@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-8627-3311. Scopus Author ID: 57193114886

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: