Перспективы науки и образования

Главная » Коррекционная педагогика » Коррекционная направленность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Коррекционная направленность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Введение. Государственная политика в отношении детей с ограниченными возможностями (далее – дети с ОВЗ) направлена на обновления содержания коррекционно-педагогической помощи, одной из ведущих задач которой является эстетическое развитие и воспитание. Специфика дефекта детей с ОВЗ выражается в трудностях становления эстетической культуры и эстетического восприятия к окружающему миру, что является одним из факторов, негативно воздействующих на развитие личности, проявляющихся в неспособности к социокультурной адаптации и требует новых подходов к решению данной проблемы в теории и практике коррекционной педагогики.

Цель исследования: определение коррекционной направленности эстетического воспитания детей с ОВЗ в контексте базового компонента эстетики – эстетики быта.

Материалы и методы. В ходе исследования изучались сформированности знаний о красоте, этикете во время приема гостей, приема пищи; умение оценивать сервировку и поведение за столом c точки зрения эстетики; умение самостоятельно сервировать стол, вести себя в соответствии с требованиями этикета. В исследовании приняли участие 348 детей дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения различной степени тяжести (ЭГ–1, 116 человек) и задержку психического развития (ЭГ–2, 122 человека), с нормальным психофизическим развитием (ЭГ–3, 110 человек).

Результаты. В результате проведенного исследования были установлены различия в сформированности механизма эстетического развития у детей экспериментальных ЭГ–1 – КГ (tэмп= -2,977; р≤0,003) ЭГ–2 – КГ (tэмп= -2,23; р≤0,027) в сравнении с контрольной группой (КГ). В результате выявлены особенности компонентов эстетического развития у детей с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями зрения. Так хуже всего сформирован когнитивный компонент у детей с ЗПР 11%, в сравнении с детьми с нарушениями зрения (28%). Оценочный компонент у детей с нарушениями зрения соответствует 17% и 14% у детей с ЗПР. Поведенческий компонент хуже сформирован у детей с нарушениями зрения (14 %); у детей с ЗПР показатель сформированности соответствует 21%.

Выводы. Полученные данные позволили доказать целесообразность выбора эстетики быта как основополагающей социальной компетенции, необходимой для успешного развития ребенка с ОВЗ и вхождения его в социум. Выявленные в ходе исследования особенности эстетического развития детей с ЗПР и нарушением зрения стали ведущим фактором для определения коррекционной направленности эстетического воспитания, предполагающая решение специальных (коррекционных) задач в соответствии с различными компонентами механизма эстетического развития ребенка с ОВЗ (в контексте эстетики быта).

Ключевые слова: эстетическое развитие, эмоциональное развитие, эстетическое воспитание, механизм эстетического развития, компенсаторная направленность эстетического воспитания, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекционные задачи эстетического воспитания

Ссылка для цитирования: Дружинина Л. А., Осипова Л. Б., Цилицкий В. С., Лапшина Л. М., Васильева В. С., Коробинцева М. С. Коррекционная направленность эстетического воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 430-445. doi: 10.32744/pse.2021.5.30

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Дружинина Лилия Александровна (Россия, Челябинск) - Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: drugininala@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0001-5906-5763. Scopus Author ID: 57214995265

Осипова Лариса Борисовна (Россия, Челябинск) - Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: osipovalb@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-8628-4408. Scopus Author ID: 57200281147

Цилицкий Виталий Сергеевич (Россия, Челябинск) - Кандидат педагогических наук, начальник управления научной работы, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: cilickiivs@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-8113-8145. Scopus Author ID: 57200113097. ResearcherID: H-1520-2018

Лапшина Любовь Михайловна (Россия, Челябинск) - Доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: lapshinalm@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0002-8482-7448. Scopus Author ID: 57200281147

Виктория Сергеевна Васильева (Россия, Челябинск) - Доцент, кандидат педагогических наук, декан факультета инклюзивного и коррекционного образования, доцент кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: vasilevavs@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0003-4224-5930. Scopus Author ID: 57200279702

Коробинцева Мария Сергеевна (Россия, Челябинск) - Соискатель ученой степени кандидата педагогических наук, преподаватель кафедры специальной педагогики, психологии и предметных методик. Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: korobintsevams@cspu.ru. ORCID ID: 0000-0001-8512-3170

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: