Перспективы науки и образования

Главная » Педагогика и психология » Роль ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Роль ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности

Введение. Успешность профессионального субъектогенеза педагогов во многом определяется уровнем развития их ценностно-смысловой сферы, основное содержание которой представлено ценностно-смысловыми установками. Актуальной и малоисследованной является проблема о роли ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания педагогов специального образования. Ценностно-смысловые установки понимаем как выражение личностного смысла в виде готовности к деятельности и взаимодействию. Они выступают интегральным компонентом смысловой структуры личности и определяют систему отношений.

Материалы и методы. В исследовании добровольно принимали участие педагоги, работающие в Областном казенном общеобразовательном учреждении «Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (все участники − лица женского пола в возрасте от 24 до 65 лет; N=45 человек; длительность стажа профессиональной деятельности до 43 лет). Из числа эмпирических методов использовали наблюдение и беседу, а также стандартизированные методики для диагностики ценностно-смысловой сферы педагогов и эмоционального выгорания. Для обработки результатов исследования применяли методы математикой статистики (описательную статистику, корреляционный и регрессионный виды анализа), реализованные в программном обеспечении (“Statistica 11.0”).

Результаты и обсуждение. Эмпирически доказано, что стремление педагогов к новизне (β = 0,580 при р =0,009) и получению удовольствия (β = 0,590 при р =0,0004), терпимость (β = 0,779 при р =0,004) и подчинение (β = 0,903 при р =0,001) повышают риск эмоционального истощения и эмоционального выгорания. Напротив, ориентацию на трудовую занятость (β = -0,453 при р =0,002), которая приносит радость и удовольствие, а также общественное признание (β = -0,952 при р =0,0000), самодисциплину (β = -0,544 при р =0,016), социальную компетентность (β = -0,952 при р =0,0000), сдержанность (β = -0,762 при р =0,0007), творчество и свободу (β = -0,653 при р =0,005) – все это можно рассматривать как факторы преодоления эмоционального истощения и эмоционального выгорания педагогов.

Ключевые слова: ценностно-смысловые установки, эмоциональное выгорание, возникновение, преодоление, педагоги, дети с особыми образовательными потребностями

Ссылка для цитирования: Молчанова Л. Н., Малихова Л. Н., Кузнецова А. А. Роль ценностно-смысловых установок в возникновении и преодолении эмоционального выгорания в аспекте субъектогенеза педагогов, работающих с детьми, имеющими особые образовательные потребности // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 379-387. doi: 10.32744/pse.2021.5.26

pdf-icon
Полный текст (PDF)

Информация об авторах:

Молчанова Людмила Николаевна (Россия, Курск) - Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: molchanowa.liuda@yandex.ru. ORCID: 0000-0001-6309-1825. Scopus Author ID: 57205469895

Малихова Лариса Николаевна (Россия, Курск) - Аспирант кафедры психологии здоровья и нейропсихологии. ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России | Областное казенное общеобразовательное учреждение "Курская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", дефектолог, директор. E-mail: lnmalihova@yandex.ru

Кузнецова Алеся Анатольевна (Россия, Курск) - Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии здоровья и нейропсихологии, проректор по воспитательной работе. Курский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации. E-mail: kuznetsova.a80@mail.ru. ORCID ID: 0000-0002-9166-0770. Scopus Author ID: 57072914200

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: